Всероссийский проект «Атомный урок»

Всероссийский проект «Атомный урок» помог узнать тысячам школьников об атомной промышленности и рассказать о ней понятным языком. В 2021 году в нем участвовали 85 регионов страны, 1 625 педагогов, а новое о мирном атоме узнали более 40 000 школьников.

Мероприятие завершено

Как прошел «Атомный урок» 2021 

В 2021 году  «Атомный урок» стартовал 28 сентября в День работника атомной промышленности в 85 регионах страны.

Над разработкой материалов проекта работали сотрудники Информационного центра атомной отрасли и Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» –– были разработаны методические материалы для педагогов, а также создан курс повышения квалификации. Его прошли 100 педагогов, которые и провели первые уроки в рамках проекта.

Чтобы «Атомный урок» смог провести учитель любого профиля из любой точки России, эксперты также создали методическое пособие. В нем детально расписали каждый этап проведения урока, предложили игры и викторины для интерактивного взаимодействия со школьниками, чтобы было легче донести сложный язык атомпрома до учеников и вовлечь их в тематику. Всего было подготовлено четыре занятия. Одно - это  «Атомный урок» по теме «Энергия ядра. Безуглеродное будущее». Другие три –– атомные классные часы по темам: «Атомные технологии для будущего», «Безуглеродное будущее: зеленый квадрат», «Арктика. Логистика. Северный морской путь». Все материалы, а также новости проекта учителя и школьники могли оперативно узнавать на новом сайте проекта: атомныйурок.рф.

 «Я преподаю более 30 лет, но почерпнул для себя много нового, ближе познакомился с атомной отраслью. Благодаря «Атомному уроку» удалось поднять интерес и мотивацию семиклассников к изучению физики. Школьники ждут новых встреч и уроков!» – делится Денис Порохов, учитель физики в гимназии №524 города Санкт-Петербург, наставник победителей Всероссийского конкурса «Большая перемена».

«Участие в проекте дает возможность привить детям любовь к природе и понимание того, что каждый из нас оставляет свой экологический след» – комментирует Зухра Боташова, учитель школы А. Кызыл-Кала, Карачаево-Черкесская Республика.

Уже в день старта в проекте поучаствовало более полутора тысяч школьников из образовательных организаций.

Лекторами проекта стали не только школьные педагоги. Впервые в этом году «Атомный урок» прошел в детских технопарках «Кванториум» и в образовательных центрах «Точка роста», работающих на базе школ в селах и малых городах.

Лекторы проекта: специалисты Росатома, кандидаты наук, представители минпросвещения

Помимо педагогов уроки проводили и специалисты из «Росатома». Так, в Нижегородском детском технопарке «Школьный Кванториум» участников приветствовал Алексей Агафонов –– директор по сопровождению и развитию проектного производства «Атомстройэкспорт» (инжиниринговый дивизион госкорпорации «Росатом»).

Также в числе ярких спикеров «Атомного урока» Роман Ершов –– заместитель директора «Академии Министерства Просвещения РФ», директор Центра информационно-аналитического и проектного сопровождения нацпроектов. Он принял участие в мастер-классе, где школьники проводили эксперименты на инновационном оборудовании.

В Санкт-Петербурге урок в формате брейн-ринга провел Денис Порохов –– кандидат педагогических наук, учитель физики в «Гимназии № 524», наставник победителей Всероссийского конкурса «Большая Перемена» в 2020 и 2021 году. 

После масштабного старта проекта на протяжении месяца 14 молодых специалистов из 13 предприятий Росатома встречались со школьниками в рамках направления «Лекторы в школах». Ученикам 8-9 классов рассказали, как устроен атомпром изнутри и как можно построить карьеру в этой отрасли. Лекции для 650 учеников из 20 регионов страны организовала Корпоративная Академия Росатома.

Научпоп-блогеры и популяризаторы науки в роли учителей

«Атомный урок» успешно прошел и в онлайне.  В сообществе во «ВКонтакте» –– «Большая перемена» –– видеоурок провел капитан команды «Что? Где? Когда?» Борис Белозеров вместе со специалистом атомной промышленности Дарьей Писаревой. Ролик посмотрели более 16 000 человек.

Беседы о мирном атоме продолжились в рамках атомных классных часов. Учителя по всей стране проводили занятия по методическим материалам, предложенным организаторами проекта, а сложные знания по полочкам раскладывали топовые научпоп-блогеры: Диляра Садриева, Сергей Сайман и Ася Казанцева. 

В поддержку проекта прошел «атомный» флешмоб. К нему присоединились 312 ребят со всей страны: они сняли и опубликовали в соцсетях видео о разных научных явлениях с хештегом #АтомныйУрок2021.

По субботам со 2 октября тематическую рубрику запустил информационный партнер проекта –– радио «Маяк». Школьники звонили и в прямом эфире отвечали на вопросы викторины об атомной энергетике.

 «На «Атомном уроке» я впервые узнала о разных электростанциях, о том, что бывают возобновляемые и невозобновляемые источники энергии, а также об их экологичности» – рассказала Катя Саликуржинова, ученица 7 «В» класса гимназии №524,  г. Санкт-Петербург.

 «На «Атомном уроке» я узнал, что такое «парниковый эффект» и что к нему приводит. Также познакомился с понятием «Зеленый квадрат» и какие виды электростанций в него входят» – ученик 5 «А» класса Денис из Школы №43 г. Курск.


Дебют «Энергии будущего»

Мотивацией для проведения «атомных» уроков стал дебютный интеллектуально-просветительский проект «Энергия будущего». Он прошел в три этапа и стал действенной системой мотивации для педагогов с конкурсной механикой. К участию в нем были приглашены 300 учителей. На первом этапе «Атомного урока» педагоги предлагали своим ученикам ответить на вопросы викторины «Отправь учителя на Северный полюс» на сайте atomlesson.ru. Тестирование прошли более 8000 школьников. Во второй этап прошли уже 50 педагогов, чьи ученики лучше всех справились с вопросами викторины. Для учителей были организованы онлайн мастер-классы от экспертов  атомной отрасли и специалистов в сфере воспитания. По итогам мастер-классов педагоги разработали авторские методические материалы и провели свои «Атомные уроки» для своих учеников. Экспертами проекта были выбраны 3 педагога-лауреата. В школе, где преподает педагог, занявший первое место – Галина Евгеньевна Эсман (Лицей №97 в Челябинске), прошел 3-й этап проекта. Победителей среди 15 школьников отбирали в формате интеллектуальной игры «Матрица». Победителей наградили 3 декабря в день рождения Атомного ледокольного флота России в челябинском Информационном центре по атомной энергии.

Лауреаты проекта «Энергия будущего» 1-й степени среди педагогов и школьников станут участниками просветительской экспедиции на Северный полюс «Ледокол знаний. Homo Science project» в 2022 году. Лауреаты 2-й и 3-й степени отправятся в Сочи для посещения образовательного центра «Сириус» и интерактивного познавательного центра «Атомариум». в декабре 2021 года.

 «Проект «Атомный урок» — уникальная возможность осознать, что от нас зависит будущее, в наших силах сделать его лучше, стоит только правильно выбрать энергию будущего! Совершая путешествие на «Ледоколе знаний», мы познаем тайны мироздания во имя блага всех нас» – делится впечатлениями Оксана Мацак, учитель химии и биологии в «Элистинской многопрофильной гимназии личностно ориентированного обучения и воспитания», Республика Калмыкия.

 «Проект, возможно, будет привлекать сильных абитуриентов на технические специальности в профильные университеты, что положительно скажется на подготовке кадров для атомной отрасли России» – комментирует Георгий Тихомиров, зам.директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ, методист и лектор на курсах повышения квалификации учителей, готовящихся к проведению «атомных» уроков.

Одним из партнеров проекта выступило Российское общество «Знание». Эксперты организации признали проект Homo Science, в рамках которого реализуется «Атомный урок», лучшим в категории: «За вклад в просвещение в сфере «Наука и Технологии» на первой просветительской Премии «Знание». Эксперты РОЗ отдельно наградили и участников проекта «Энергия будущего». 10 учителей получили памятные призы, подарки и сувениры, а также возможность делиться знаниями со школьниками и студентами со всей России на мероприятиях РОЗ регионального и федерального уровня в качестве лекторов.

 «Атомный урок» является одним из ключевых мероприятий масштабного просветительского проекта Росатома Homo Science –– площадки для популяризации науки, где известные ученые и научпоп-блогеры объясняют сложные вещи простым языком в самых разных жанрах и форматах.