Частные полеты в космос

Юрий Гагарин готовился к первому выходу на орбиту больше года. При том, что он уже был опытным летчиком, первый космонавт тренировался серьёзнее, чем олимпийский спортсмен. 71-летнему Ричарду Брэнсону же хватило всего пяти дней перед его собственным успешным полетом в июле 2021 года. А подготовка Джеффа Безоса в его 57 лет заняла и вовсе пару дней. Оба миллиардера осваивают космическую отрасль с 2000-х годов. И они — не одиночки. Частные космические компании вроде Blue Origin и SpaceX уже вовсю конкурируют с мастодонтами вроде NASA и ESA, а в чем-то и обгоняют их.

Корабль Blue Origin // Wikimedia Commons

Больше 95% всех полетов в космос совершают правительственные астронавты на кораблях, разработанных государством. C 2000-х годов стало развиваться направление, которое в США называют New Space (новый космос): в космическую отрасль пришли частные компании, которые стали предлагать свои разработки государству, коммерческим структурам или отдельным людям. Например, компания Planet Labs, основанная выходцами из NASA, производит миниатюрные фотоспутники и продает сделанные ими снимки. Компания из Новой Зеландии RocketLab создает сверхлегкие ракеты для доставки метеоспутников — их используют погодные службы для составления своих прогнозов. Но пассажирские полеты были самым технически сложным и рискованным вызовом для частных компаний. И вот недавно этот рубеж был преодолен.

Фото из инстаграм-аккаунта Blue Origin (Джефф Безос и команда перед ракетой)

Летом 2021 года сразу два миллиардера — Ричард Брэнсон и Джефф Безос — отправились в суборбитальный полет, на высоту более 90 км. В этой точке небо становится черным, горизонт Земли искривляется, а люди на борту испытывают невесомость. И Брэнсон, и Безос использовали корабли, разработанные собственными компаниями. Брэнсон сделал ставку на пилотируемый ракетоплан — это многоразовый корабль, который поднимается на высоту 14-15 км с помощью самолета-носителя, отстыковывается и летит дальше уже на собственных реактивных двигателях. Затем он возвращается на Землю и садится на самолетную полосу. Именно с ракетопланов в США начался коммерческий космический туризм. У Безоса была другая технология: ракета-носитель выносит пассажирскую капсулу на высоту порядка 40 километров, а затем самостоятельно приземляется на платформу. Капсула по инерции летит дальше и на несколько минут выходит в космос. Приземление капсулы обеспечивают парашюты и тормозные двигатели. Полет Безоса и его пассажиров контролировался только автоматикой — без пилотов. Оба полета прошли успешно.

Фото из инстаграм-аккаунта Virgin (Ричард Брэнсон в невесомости)

Полеты Безоса и Брэнсона не имели никаких исследовательских целей. Они не поставили никаких рекордов — разве что кроме возрастных. Вместе с Безосом в капсуле находилась 82-летняя Уолли Фанк — старейший астронавт в истории, и 18-летний Оливер Дэймен, которому отец купил билет на аукционе. Да и космическими оба полета могут считаться только формально. По нормам Международной авиационной федерации, граница космоса расположена на высоте 100 км от поверхности Земли (так называемая линия Кармана), а по правилам NASA — на высоте 80,45 км. По международным меркам астронавтом может считаться только Безос, поднявшийся чуть выше линии Кармана. Брэнсон не дотянул всего 14 км, но этого хватит, чтобы попасть в списки астронавтов NASA. Хотя, по некоторым расчетам, граница земной атмосферы простирается даже дальше Луны. Тем не менее, оба предпринимателя доказали — частная космонавтика может быть настолько же безопасной, как и государственная.

Сотрудники компании SpaceX, занятые в разработке корабля Dragon

Ставки в космической гонке только повышаются. Blue Origin Безоса планирует совершить еще два полета с пассажирами до конца 2021 года. А в 2022 году Илон Маск планирует отправить в капсуле Crew Dragon путешественников на МКС, которые проведут на орбите Земли до пяти дней. При этом Маск никогда не скрывал, что его главная мечта — Марс. 

Хотя космический туризм еще долго останется развлечением для богатых (цена билета на рейс Virgin Galactic — $250 000), у него есть и очевидная польза для всех. За счет конкуренции, притока денег и специалистов освоение космоса пойдет быстрее. «Сорок лет я работал над реактивным двигателем и был уверен, что полеты на Марс начнутся лишь через многие сотни лет. Но сроки меняются», — сказал однажды Константин Циолковский. Может быть, открытие маршрута Земля-Марс мы застанем уже через несколько десятилетий.


мнения

Никто не комментировал

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
МНОГО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ О НАШЕЙ ВСЕЛЕННОЙ?

Вам также может понравиться

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ВСЕ МАТЕРИАЛЫ
ПОСЛУШАТЬ ПОСЛУШАТЬ
ПОСМОТРЕТЬ ПОСМОТРЕТЬ
ПОЧИТАТЬ ПОЧИТАТЬ