Ученые уже давно стремились возродить виды ледникового периода и заселить ими территории, которые назвали Плейстоценовым парком. Этот заказник расположен на северо-востоке Якутии в нижнем течении Колымы, в 30 км к югу от посёлка Черский, в 150 км к югу от побережья Северного Ледовитого океана. Создатель и научный руководитель заказника – российский эколог Сергей Афанасьевич Зимов, директор Северо-Восточной научной станции Российской академии наук, старший научный сотрудник тихоокеанского института географии.
Проект был основан в 1966 году. С 1988 он года осуществляет эксперимент по восстановлению ландшафта «мамонтовой степи» на современном ландшафте тундры. Это огромный проект для создания высокопродуктивной экосистемы. Задача проекта в том, чтобы заменить современные низкопродуктивные экосистемы на высокопродуктивные пастбища с высоким биологическим круговоротом с большой плотностью и разнообразным животным миром, внешне напоминающими современную саванну на юге Африки. Пастбищные экосистемы в Арктике оказывают охлаждающий эффект на климат. Возможно, это поможет предотвратить катастрофу, которая может быть вызвана масштабным выбросом метана в атмосферу, вызванным таянием вечной мерзлоты.
Являясь самым холодным регионом во всем Северном полушарии, Якутия является домом вечной мерзлоты, которая берет свое начало в начале плейстоценовой эры около 2,6 млн. лет назад. В некоторых местах вечная мерзлота достигает значения 1370 м. И это огромное количество почвы полностью пронизано замерзшей водой, которая сейчас оттаивает. То есть вечная мерзлота оказалась совсем не вечной, а это 65 % площади нашей страны. Еще в 1970-1980-е годы ее температура была около минус 7-8°, а сейчас минус 3°. Как только она станет 0, темпы таяния резко возрастут, и может растаять. За 15 лет вечная мерзлота оттаяла на 7 м. Дома здесь стоят на сваях, забитых в мерзлоту. А теперь, как оказалось, на грязи. Снижение устойчивости почвы серьезно повреждает местные дома, дороги и линии электропередач. Леса заболачиваются. Нет ничего удивительного в том, что люди уезжают отсюда.
Обширная степь простиралась раньше от полуострова Иберия на Западе и через всю Евразию до Аляски и Юкона на востоке. Такая среда обитания позволяла развиваться действительно огромным животным, которые в противном случае никогда бы не выжили в лесах. Плейстоценовая мегафауна – это гигантские бизоны, лоси и ленивцы, пещерные львы, шерстистые носороги, мастодонты и мамонты. Самые последние шерстистые мамонты были изолированной популяцией карликовых шерстистых мамонтов. Они жили на острове Врангеля на севере России около 4000 лет назад и на острове Святого Павла у Аляски приблизительно 5000 лет назад. В тех местах было найдено много нетронутых образцов генетического материала.
В случае гибели организма под действием ультрафиолетовых лучей и бактерий его ДНК начинает разрушаться. ДНК лучше сохраняются в костях, чем в мумиях. Наверное, это связано с разным временем заморозки ДНК.
Эксперты из Южной Кореи и России - из Северо-Восточного Федерального университета, а также японские исследователи совместно работают над планом возрождения шерстистого мамонта и занимаются непростой проблемой. Они пытаются выложить пазл, в котором часть ДНК потерялась. Согласно данным ученых, спустя 158 тыс. лет после смерти животных половина связей между азотистыми основаниями его ДНК обрывается. По этой причине невозможно возродить динозавров, исчезнувших в конце мелового периода приблизительно 65 млн. лет назад. Их ДНК разрушена. А белки, которые извлекли и частично расшифровали из костей тираннозавра и брахилофозавра, не подходят для возрождения этих древних великанов.
В 2011 году эксперты Пенсильванского университета восстановили ДНК мамонта на 70%. В 2015-м их коллеги из Гарвардского университета перенесли 14 генов доисторического животного в живую клетку азиатского слона. Используя технологию CRISPR/CAS, ученые вставили в геном клеток кожи слона гены, отвечающие за маленькие уши, толстую прослойку подкожного жира и длинную шерсть.
В 2010–2011 гг. на севере Якутии были выявлены в замороженном виде и отличном состоянии останки шерстистого мамонта, ленской лошади и первобытного бизона. Эти останки были названы «юкагирскими» в честь их первооткрывателей, которые были членами местной родовой общины «Юкагир». Останки мамонтенка назвали Юкой. Юка находилась в мерзлоте 28 000 лет. Древние люди оставили на теле Юки надрезы. Хищники оставили на теле мамонтенка следы зубов и когтей. Тело мамонтенка, а также его светло-рыжий мех отлично сохранились, за исключением небольшого количества недостающих костей. Мозг, удаленный из черепа Юки, поразил своей сохранностью ученых, так как был аналогичен мозгу недавно погибшего животного. Его полушария чуть усохли. Паутинная оболочка, извилины, мозжечок и прочие части отлично сохранились. Живой мамонтенок был раньше примерно 165 см в высоту и 2 м в длину, если не считать длину хобота и хвоста. Вес Юки был полтонны. Из мышечных клеток Юки достали ядра, выбрали менее испорченные из них. Затем трансплантировали эти ядра в яйцеклетки мышей. Подобные исследования проводились с ядрами клеток африканского слона. В определенных клетках запустились процессы, которые обычно происходят перед делением. ДНК была испорчена сильнее, чем надеялись исследователи, и поэтому хромосомы не проявились, деление не произошло.
Если бы ученые воссоздали гибрид слона-мамонта, подходящий для условий сибирской степи, то его реинтродукция могла бы иметь там успех. Ученые уже давно стремились вернуть виды ледникового периода и выпустить их на свободу в районах Плейстоценового парка. В нём стремятся воссоздать субарктические степные пастбища, которые были заменены мшистой тундрой, когда мамонты вымерли. В нем бы обитали олени, лоси, якутские лошади, мускусные быки, зайцы, сурки и белки, питающиеся растительностью, которые сдерживались бы такими хищниками, как волки, медведи, рыси, росомахи, лисы, песцы и соболи. Зубра туда можно завезти из Канады. Даже Амурский тигр может быть завезен туда в качестве хищника, как только плотность животных повысится до уровней, которые будут поддерживать такого плотоядного.
Ученые считают, что воссоздание утраченной плейстоценовой среды обитания может быть возможно путем повторного введения правильного биоценоза, который помог сформировать эти ландшафты. Некоторые эксперименты даже показали, что вытоптанная мамонтами тундра будет держать землю более холодной и не позволит ей оттаивать в более теплом климате. Пастбищные экосистемы в Арктике оказывают охлаждающий эффект на климат в целом. Возможно, это поможет предотвратить катастрофу, которая может быть вызвана масштабным выбросом метана в атмосферу, вызванным таянием вечной мерзлоты.
На данный момент парк имеет общую огороженную площадь 20 кв. км. и приютил уже 8 видов крупных травоядных животных: северного оленя, якутскую лошадь, лося, зубра, овцебыка, яка, калмыцкую корову, овцу. Некоторые ученые серьезно рассматривают возможность возвращения туда мамонта и других вымерших животных. Но некоторые защитники природы рассматривают это как отвлечение от борьбы за сохранение видов, балансирующих на грани исчезновения.
Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок. Р. Эмерсон