История Артура Юсупова о путешествии на Северный полюс

Попасть на такое мероприятие возможно, если сильно постараться, важно лишь понимать, по какому курсу нужно идти и всегда смотреть вперёд. Бывает так, что ты даже не мечтал о чём-то настолько глобальном, но вдруг, по маленьким шажкам, добираешься до вершины. Вот и мой путь к полюсу начинался довольно непредсказуемо и таинственно.

Предыстория

Однажды вечером в голову мне пришла идея попасть на всероссийскую программу «Большие вызовы» в образовательном центре «Сириус». В данном конкурсе есть разделение на региональный и дистанционный треки, что в дальнейшем стало для меня серьёзным выбором. Оказалось, что в Республике Башкортостан по дистанционному треку, который был оптимальным для прохождения на смену, тогда была возможность участвовать только в направлении «Освоение Арктики и Мирового океана», куда я и подал заявку. И так получилось, что в то время мне предстояло поучаствовать в другой – февральской-естественнонаучной образовательной программе в «Сириусе», на которую я уже прошёл. Попав туда во второй раз, я уже правильнее распределял время и более грамотно использовал возможности. Так, когда каждому участнику смены было необходимо выбрать клуб для внелекционной деятельности, я тут же и сразу предпочёл клуб под названием «Легенды Арктики», для реализации своего проектного плана. Там меня ждал невероятный наставник, волшебный учитель и просто отличный человек – Владимир Александрович Беляков, который уже возглавлял множество предприятий образовательного центра и был участником второй детской экспедиции на Северный полюс в 2019-ом году. Однажды, в девятом классе, когда я пребывал на первой естественнонаучной смене, все попали на его лекцию по истории, после которой я кардинально изменил отношение к этой науке. Безмерно интересен и необычайно затягивающий был его сказ. Так получилось, что я даже ошибочно попал на его другой урок для маленькой группы. Во время занятий в клубе он так рассказывал об опыте 145-го надводного рейса до вершины планеты, что все слушающие на какой-то момент оказывались вместе с ним на полюсе и переносились вдаль к белым медведям. Тогда третьей такой экспедиции ещё не планировалось, никто даже не представлял, что когда-то мы окажемся на борту атомного ледокола. Владимир Александрович помог мне отобрать лучшую идею для проекта и приблизил меня, как никто в тот момент, к настоящей Арктике. Теперь я понял путь, по которому мне нужно продолжать следовать. 

В мае 2020-ого года мне предстояло защищать проект о поплавковых волновых электростанциях в Мировом океане, модель и расчёты для станций я самостоятельно разрабатывал, чтобы отстоять идею в финале конкурса, на который я благополучно прошёл, представляя всю суть проекта и решая предлагаемые задачи. И вот он – последний рывок к поездке на июльскую смену! Но, к сожалению, на последнем этапе, после долгой и упорной борьбы, мою работу не включили в список победивших. В тот момент я думал, как много мне пришлось сделать для такого опыта, как старался Владимир Александрович, и что я подвёл его и других, помогавших мне в «Сириусе» преподавателей из МФТИ. «Неужели всё это было зря?» –  спрашивал я тогда у себя. Однако, летом того же года, я получил уведомление из Сочи от образовательного центра. Там было приглашение на конкурс для участия в экспедиции на ледоколе «Арктика». Мне чудом повезло увидеть вовремя сообщение от моего друга –  Печенева Данила, с ним мы были в одной команде и в клубе «Легенды Арктики», на той самой естественнонаучной смене. Благодаря этому я успел записаться в отбор для прохождения самого незабываемого путешествия в моей жизни. Чтобы тебя отобрали нужно было иметь заграничный паспорт, которого в то время у меня ещё не было. На следующий день мы с родителями судорожно побежали делать этот документ, он делается не очень быстро. Спустя некоторое время и кучу трудностей в виде неправильного оформления, я получил желанный загранпаспорт. Он был нужен, так как на ледоколе мы кратковременно могли пересекать границы Норвегии, Дании и США. Подождав ещё несколько дней стало известно, что мы с Данилом успешно прошли конкурс и скоро попадём на ледокол! Мои достижения на естественнонаучных сменах и мартовской космической программе в Королёве оценили по достоинству! На только вышедшем на воду ледоколе «Арктика», мы должны были отправляться 20-ого октября 2020 года.

Однако эпидемиологическая ситуация вновь испортила все планы. В тот день, 20-ого числа, в Мурманск приехал политик Михаил Мишустин. После его визита на корабль, который мы наблюдали по телевизору, ледокол «Арктика» пропал с новостей и телеэкранов, нам сообщили, что мы поплывём на другом ледоколе. Возможно, сейчас он выполняет секретные операции.

В тот момент, когда экспедицию окончательно перенесли, я сразу позвонил в республиканский центр развития талантов «Аврора», ранее я проходил отбор для участия в космической смене, но отказался из-за предшествующего тогда путешествия. Мне очень повезло, что моё место там ещё не передали и я поехал в Уфу, на первую очную в этом центре смену – октябрьскую космическую. Там мне удалось познакомиться с заместителем директора компании «Lorett» – Ольгой Николаевной Гершензон. Данная компания давно известна на международном рынке по производству и продаже радиоантенн для съёмки Земли из космоса. Забавно, что на всероссийской космической мартовской смене в городе Королёв, мою команду, в которой был мой верный товарищ из школы – Гаврилов Данил, оценивал муж Ольги Николаевны – Владимир Евгеньевич Гершензон – внук известного русского писателя Михаила Абрамовича Гершензона. Тогда мы создали лучший из всех команд телескоп и победили в финале. На лекции Ольги Николаевны я услышал, что она давно мечтала снять с помощью спутника Северный полюс, тогда я понял, что такую возможность нельзя упускать и сразу договорился о сотрудничестве. 

Лишь спустя полгода, где-то в апреле, нам объявили о точных датах круиза к Северному полюсу. Сообщили, что мы поплывём на ледоколе «50 лет Победы», и что экспедиция состоится примерно с 14 по 24 августа.

Поездка

Прошёл год подготовки и много чего произошло. Я стал совершеннолетним, сдал ЕГЭ, пришла пора поступать в университет, и уже даже не верится, что всё-таки получится осуществить этот рейс. Но вот момент X настал, я улетел из Уфы в Мурманск, ровно через 13 лет, после того как приехал в Октябрьский, в 2008-ом году – 10-ого августа, я знал, что уже не суждено приехать обратно в ближайшие месяцы, так как нужно было сразу заселяться в Москву, для учёбы в университете. Результаты, прошёл я по баллам в университет или же нет, я узнаю только после того, как побываю на Северном полюсе. 

С пересадкой в «Домодедово», где мне передали антенну для связи с космосом, я добрался до Мурманска. Там всех участников ждали три дня обсервации в одноместной комнате отеля, из которой мы не выходили весь этот период и три теста на проверку наличия коронавируса. Когда я прибыл в аэропорт, мне сообщили о важной для меня утрате. Оказалось, что тот самый Владимир Александрович, которому я привёз более трёх килограмм подарков из Башкирии, сильно заболел и не смог сопровождать нас – это был сильный удар по моим ожиданиям. Без него экспедиция и вправду получилась не такой насыщенной, но я ловил каждый момент счастья. И вот мы добрались до порта атомного флота – единственного в мире. Пройдя через множество металлоискателей на режимный объект и провезя багаж массой 35 килограмм через тысячи километров, я увидел его – наш атомный ледокол «50 лет Победы», а также единственный Российский авианосец «Адмирал Кузнецов», который по сей день находится на ремонте после пожара. Снимать на камеру там запрещалось, но в Яндекс картах и Google Mapsможно спокойно смотреть на все эти объекты со спутника, чего не скажешь про Северный и Южный полюсы. 

На борту нас ждали бесконечные коридоры громадного судна с мощностью около 75 тысяч лошадиных сил, это на 20 тысяч больше, чем у «Титаника». Вообразить, что ты несопоставимо мал по сравнению с такой машиной – очень необычное ощущение. Весь ледокол, словно огромный город, со своими достопримечательностями, своей атмосферой и своим управляющим. Большое количество кают и залов располагались на этажах мегаполиса, так, что поначалу найти нужное место было непростой задачей. Моя каюта была под номером 57. Квартира, в которую меня впервые после рождения принесли, где моя семья жила в первые годы моей жизни, также имела этот номер. 

На борту я сразу попытался словить сигналы из космоса, но что-то было не так, слишком много помех. Мне сказали, что это из-за того, что мы в порту, где очень большой магнетизм. На самом же деле, как я узнал впоследствии, эти помехи создавал сам ледокол. Мы стояли в порту Росатомфлота около 7 часов, после того, как моя нога ступила на судно. Мне случайно удалось первым поговорить с капитаном корабля – Дмитрием Лобусовым, и всё из-за моего проекта. Также оказалось, что с нами в круизе будет присутствовать и вести лекции известный физик, блогер с 1,3 миллионов подписчиками на YouTube – Дмитрий Побединский, видео которого я смотрю уже несколько лет. Ещё меньше месяца назад я и представить не мог, что увижу его, и за пару недель до встречи с ним смотрел его научно-популярные ролики. 

14-ого августа 2021 года, в 21:00 по Москве, наша экспедиция стартовала из Мурманска. Неописуемая смесь волнения и радости, громкие гудки ледокола и традиционное «Прощание славянки» сопровождали наше отплытие. Этот момент с палубы бака отложится в моей памяти на всю жизнь. Теперь только вода, лёд и бескрайние просторы ждали нас впереди. Наш маршрут был таким: Мурманск - Земля Франца-Иосифа - Северный полюс - Земля Франца-Иосифа - Мурманск. Интернет начал пропадать где-то через угловой градус широты, примерно сто километров от Мурманска. 

На борту я встретил девочку, с которой мы были вместе, в том самом клубе, в тот самый месяц и год. Александра была лучшей художницей, которая попала на борт. И хоть из-за разницы в направлениях мы в Сочи почти не общались, её лицо я сразу узнал и понял, что с той команды нас трое из шести членов клуба. Теперь мы с Сашей общались постоянно и вместе тосковали по Владимиру Александровичу. Вечером нас ждала встреча с уникальным человеком и легендарным полярником, признанным на международном уровне – с Виктором Ильичом Боярским. На встрече он рассказывал о своём уникальном опыте экспедиции 1989 года «Трансантарктика», где шестеро человек со всей планеты совершили самый длинный маршрут по Антарктиде через Южный полюс. Представители СССР, США, Франции, Великобритании, Японии и Китая стали участниками второй и последней в истории экспедицией вдоль Антарктики на собачьих упряжках. Сейчас использовать ездовых собак запретили. В последний день мы смотрели французский фильм об этой экспедиции, с комментариями самого участника. Эта встреча запомнится мне, как самая фантастическая с самого моего рождения. На палубе или в ресторане всегда можно было встретить улыбающегося и готового со всеми пообщаться Виктора Ильича.

Мы шли со скоростью 20 узлов, сильный порыв ветра сопровождал прогулки на палубе. По утрам нас водили на вертолётную площадку для зарядки, там очень хорошо ощущался северный погодный колорит. Когда пропала связь, из цифровых развлечений был только телевизор, который показывал два канала: первый – с картой и координатами, и второй – трансляция с камеры на нос судна. На ледоколе была масса других развлечений – это и спортзал с тренажёрами, и спортивная площадка, и бассейн, и конференцзал, и сауна, и ядерный реактор. Конечно же, нельзя не сказать про неимоверные и завораживающие виды бескрайних просторов Арктики из иллюминатора. Они захватывают дух и дают тебе возможность размышлять обо всём, ощущать себя изнутри, при этом будто видя себя со стороны. Это можно сравнить с белоснежным покровом льда, который ты наблюдаешь вокруг, будто видишь себя насквозь. Для меня ледокол – это в первую очередь метафора. Когда корабль, несмотря ни на что, рубит лёд, идя к точке назначения. И этот процесс – его предназначение, самая главная задача. Одним из моих любимых занятий в свободное время является мышление при прогулке. Многие часто задавали мне вопросы, зачем же я хожу туда-сюда по судну и что же я ищу. Один из операторов, который просил называть его «дядя Зузу», даже прозвал меня за это блуждающим человеком-призраком. Помимо всего прочего, днём можно было ходить в капитанскую рубку и наблюдать движение корабля по курсу, а также общаться с командой и капитаном. На пути моего проекта мне помогал радист всего судна – Алексей Альбертович, напоминавший мне моего деда. Я часто засиживался в радиорубке, где он помогал мне ловить спутники. Также были очень интересны лекции по ядерной физике Егора Задебы из МИФИ, Елены Судариковой из Дарвенского музея про эволюцию и Руслана Юсуфова про безопасность в интернете. Были интересны разговоры с Егором о природе и механизмах физических процессов, Русланом о нейросетях за полдником.

Мы вышли из Кольского залива и вошли в Баренцево море. Теперь Солнце не заходило за горизонт и приходилось весь день наблюдать ясное небо над головой. Также в нашем распоряжении был и элитнейший ресторан, в котором на высшем уровне нас кормили на убой, по четыре раза в день. В Арктике сильно хочется побольше овощей и фруктов, гораздо больше, нежели мяса. А ежедневный приём чизкейков и мороженого пришёлся по вкусу каждому молодому полярнику.   Когда мы добрались до архипелага «Земля Франца-Иосифа», для всех нас открылась баснословная природа островов и неописуемые красоты местной природы, а ведь это всё Архангельская область и самая северная часть России. На обратном пути мы посетили мыс Флигели на острове Рудольфа, где воочию наблюдали самый северный водопад. Получилось сделать множество красочных фото и видеоматериалов, которые я оставлю потомкам.

После прохождения берегов архипелага, мы быстро вышли в Северный Ледовитый океан. Это первый океан, который я вживую увидел. Пройдя какое-то расстояние, мы увидели первый лёд – настоящий айсберг. Он был светло-голубого и бирюзового цвета, очень привлекал местных птиц – чаек, крачек и кайр. Через пару угловых градусов мы замечали за бортом уже более плотные покровы льда, которые со временем всё больше и больше покрывали площадь поверхности океана. Во время одной из лекций раздался голос из внутренних громкоговорителей. Посуда и стены тряслись как в поезде, только с большей частотой. Это тряска сопровождала нас и была иногда даже приятной. Во время одной из лекций Виктор Ильич сообщил о встретившемся у нас на пути белом медведе. Участники толпой побежали глазеть на очередное чудо природы. На Земле не так много людей, которые смогли вживую увидеть белых медведей, это большое событие в моей жизни.

Наша художница Александра писала пейзажи Арктики, чем многих очень интересовала. В её картинах я смог разглядеть множество разных красок, она показала мне, что белая белизна без горизонта, на самом деле, гораздо красочнее, чем может показаться. И увидеть красоту в простом – большой дар и уникальное умение. Надеюсь, что когда-нибудь она напишет и меня, вот было бы здорово. Привлекала она и журналистов, которым давала интервью. Самым близким из них к нам с Сашей стал Даниил Анисимов с телеканала Russia Today, с которым мы много общались на протяжении всего рейса. Это очень искренний и разносторонне развитый человек, связь с ним у нас продолжается и по сей день.

Также нам организовали встречу с капитаном, где он рассказывал о себе и своей профессии, все напрямую задавали ему различные вопросы. Наш капитан был именно тем капитаном, которого себе обычно представляешь. Высокий, с седой бородой, курящий время от времени свою трубку и с очень крепким рукопожатием. Почти все лекции и встречи мне удалось записать на камеру, так что я всегда смогу пообщаться с лекторами и капитаном. Собрать автографы выдающихся людей – вот что необходимо сделать, когда представляется возможность, чем я и занимался по ходу путешествия.

Прибытие на Северный полюс 

Ощущения того, что ты скоро дойдёшь до вершины планеты, просто непередаваемые. Всё утро перед этим событием было праздничное и даже новогоднее настроение. Виктор Ильич усиливал ощущения торжества даже своим видом – в красной одежде полярника, с седой и густой бородой, необыкновенно добрыми глазами и душевной улыбкой. На борту было много суеты и всюду сверкали ожидающие взгляды участников. Все были в предвкушении. В эти моменты забылись все мелочи и жизненные невзгоды, хотелось просто искренне радоваться всему, что происходило. Нас позвали на палубу, до полюса оставались считаные десятки угловых секунд. Сердце будто разрывалась от предвиденья прибытия на Северный полюс. И вот, когда до точки 90⁰ северной широты оставалось сто метров, осознание происходящего будто пропало. Мне показалось, что все проблемы, с которыми я сталкивался, настолько ничтожны, настолько маленькие по масштабу с происходящим со мной тогда. Ощущение полной свободы и бесконечная эмоциональная энергия били ключом. Никаких проблем и ошибок никогда не было, а всё произошедшее привело меня в эту минуту. Эти эмоции нарастали, словно ноты в части адажио балета «Щелкунчик» Чайковского, который тоже вспоминался, как перед праздником «Нового года».

Утром, 18-ого августа 2021 года, в 9 часов 25 минут по Лондонскому времени или 11 часов 25 минут по Московскому времени, в день географа, мы достигли точки 90⁰ северной широты. Я никогда не забуду слова Виктора Ильича, которые он сообщил по громкоговорителю: «Вы на полюсе, ребята, мы все на полюсе!» и личное поздравление Алексея Альбертовича о достижении верхушки Земли. Гудки ледокола, которые мы слышали вначале рейса, оглушали и одновременно грели душу. Во время обеда, когда мы ещё не шагнули на лёд, я успел поесть мороженого, на Северном полюсе! На просторах полюса были видны полыньи, которых не было даже в августе ещё пару десятков лет назад. Ступить на лёд нам удалось лишь после нескольких часов, так как нужно было всё проверить и обеспечить безопасность всем участникам. Первыми вышли люди, вооружённые ружьями для отпугивания, в случае есть чего, белых медведей. Они караулили нас до момента, пока последний участник не зашёл обратно на борт. Когда настала пора выходить с вещами наружу, было проведено представление высадки с флагами экспедиции для телевидения. И вот моя нога шагнула на вершину планеты. Этот момент запечатлён на камеру операторов, какой же это ценный кадр для меня, буду его хранить и вспоминать о моменте, когда я ступил на полюс. Теперь история о путешествии до вершины закончилась. Очень необычно было ходить по снегу в августе.Состояние духа было на седьмом небе от происходящего. Весь мир под моими ногами! Куда не посмотри – всюду юг, севернее нас никого нет. А подо льдом, по которому мы ходили, километры пропасти. Ощущение, будто мы все оказались на другой планете, просто невероятное. В этой точке сходятся все координатные долготы, и мы находились во всех часовых поясах одновременно, понятие «часовой пояс» не имело значения. 

Организаторы устроили детский флешмоб со всеми детьми рейса, который мы ранее репетировали на вертолётной площадке, там же я и принимал впервые сигналы со спутника. Флаги участников всех регионов развивались над планетой. Капитан произнёс торжественную речь и объявил традиционную для людей, достигших полюса, минуту молчания. Тогда, в очередной раз, я смог погрузиться в состояние умиротворённости и лёгкости внутри себя. В голове заиграли ноктюрны Шопена из девятого сочинения, в эмоциональные моменты внутри меня иногда воспроизводятся музыкальные произведения, которые исполняют всё в детальной точности. Так, когда я писал вторую часть ЕГЭ по физике, в конце экзамена, я услышал первую 

часть девятой симфонии Бетховена, которая аккомпанемировала мне до сдачи бланков.

После данного мероприятия все стали фотографироваться у знака 90⁰ и ледокола. Нельзя было терять ни минуты. Я сразу же запечатлел нахождение на полюсе с Дмитрием Побединским. Он снимал видео, где положил у знака тост со словами, что это самый большой сэндвич в мире, так как его знакомый полярник сделал тоже самое на Южном полюсе. В последний момент мне удалось сфотографироваться с Виктором Ильичом и флагом Русского географического общества, за что он сам поблагодарил меня. Также на самом полюсе я познакомился с несколькими людьми ближе. Одним из этих людей стала журналист Айгуль, которая увидела меня с Башкирским флагом, так как она сама уроженка Республике, только живёт в Екатеринбурге. Я же наоборот, родился там, а живу в Башкортостане. 

Много чего нужно было успеть. Я принялся узнавать расписание пролётов спутников по программе. Получилось сделать два снимка, с разницей в один час между друг другом, почти без помех. Я бегал со своей антенной, а Саша с мольбертом, так и проходило время на полюсе. А оно шло очень быстро, немудрено, ведь полярный радиус Земли меньше, а значит и время вращения меньше, к тому же вся планета вращалась именно вокруг нас. Я успел набрать воды, льда и снега в четыре бутылки. Когда стали созывать всех обратно, я не поверил своим ушам. Как же быстро пролетело это время, а я планировал столько всего сотворить на полюсе. Но пять минут мне дали, чтобы сделать ещё фотографии и собрать свою установку. Спешки было не мало, да и осознание происходящего тоже сильно запаздывало. Однако, я всё-таки смог успеть многое и вернулся на палубу с кучей всего. Я заходил на мостик одним из последних участников, понимая, что вероятнее никогда более сюда не попаду. 

После обратного захода на борт, мы ужинали на палубе стейками, смотря на просторы места, где выходит Земная ось, при этом осознавая, что таких точек только две на всей планете. Пикник на Северном полюсе, что может звучать вкусней? Организовали также самую северную игру «Что? Где? Когда?», в которой мы до последнего выигрывали, но ставка всего на кон в последнем вопросе сыграла против нас.

Теперь только на юг! На юг, к Земле Франца-Иосифа! Будни по пути к островам проходили не так красочно, как до этого, но лекции и мероприятия меня ободряли. По пути обратно нам устроили экскурсию по архипелагу Земля Франца-Иосифа, на которой мы обошли множество островов и мысов. Виктор Ильич рассказывал о всех исторических местах этого уникального субъекта. Множество людей пыталось добраться до полюса сотни лет, и каждая экспедиция – это большая отдельная история. Нам всем до сих пор не верилось, что мы побывали в этой точке. А ведь когда-то вечерами, я слушал эти истории от Владимира Александровича, даже не представляя, что здесь когда-нибудь окажусь и увижу эти места. Мы побывали на птичьем базаре, вблизи острова Гукера, где тысячи пернатых жителей Арктики встретили нас довольно спокойно. Нам удалось увидеть остров Нансена, посмотреть на места, в которых Нансен и Йохансен жили во время своей полярной норвежской экспедиции к полюсу. И десятки других мест: научную станцию, памятники историческим личностям и событиям, уникальные природные явления и многое другое. Облака, покрывающие вершины гор на островах, выглядели, как в сказках и фильмах. А также они покрывали линию горизонта, чего я никогда прежде не мог видеть.

Нам посчастливилось зайти в залив Эссена, который располагается у берегов острова Георга. Ранее там никогда не ходили ледоколы, так как идти по прямой было удобнее. Было непривычно вновь увидеть ледяной покров, да ещё и в Баренцевом море. Там нас ждали стаи белых медведей, которых ещё не видели люди. В целом насчитали девять особей, которых будут в дальнейшем отслеживать. Команда корабля и организаторы приняли решение спать на том месте, где вокруг нас ходили белые мишки. Провести ночь в окружении белых медведей – настоящая редкость. Ночью один из них подошёл впритык к ледоколу, что смогли снять операторы. За рейс мы увидели целых десять белых медведей – это тоже считается большой удачей. Вот только с моржами нам не особо повезло. Когда мы увидели одного моржа, все тут же побежали наблюдать. Я же, находясь как раз по правому борту, в каюте, решил смотреть оттуда. Приблизив зумом камеры до максимального значения, я так и не понял где же тот самый водоплавающий. Но спустя время, пересмотрев своё видео, я увидел движение коричневого толстого существа, которого мы явно напугали. Ещё операторы смогли запечатлеть одну маленькую нерпу, которая тоже сразу погрузилась в воду и пропала из виду. 

Последний остров, который мы видели, был остров Западный Нортбрук, у мыса Флора – это самая южная точка архипелага. Этот остров был очень зелёным и более живым, по сравнению с предыдущими. Километры к Мурманску уже шли вполне обычно. Скорость ледокола была гораздо больше, чем в направлении к северу, примерно 28 узлов. Ночью, перед заходом в порт, я долго не мог уснуть и размышлял над поездкой, за окном уже стало темнеть, что стало очень приятным явлением. Я не видел ночи почти десять дней. Переслушивая лекцию Виктора Ильича и собирая вещи, я провёл два часа, пока многие спали. И в один внезапный момент, когда до Мурманска оставались те самые сто километров, я решил поймать интернет. Спустя некоторое время, сигнал начал появляться, и я даже написал маме о скором прибытии. Было уже утро, надо ложиться спать, проснусь я уже в знакомом порте, откуда мы выходили.

Когда мы простились с каютами, с командой и капитаном, мы вышли на сушу, где нас поджидали съёмочные группы, важные персоны Мурманской области и Росатома. Конец экспедиции отметили по достоинству. Участники экспедиции спели песню «Uma2rman» «Атомная любовь», после чего нас ждал отъезд из порта.

И вот пришла пора прощаться с ледоколом. Необычайные переживания печали и горести пронизывали меня в тот момент. Как же долго мы были в ожидании этого круиза, а потом в ожидании прибытия на полюс, и вот теперь, мы расстаёмся с нашим огромным домом. После последних гудков корабля, мы разъехались на автобусах к отелю, в котором нам предстояло переночевать. Мысли о том, что все мы вернулись с круиза на полюс, до сих пор не давала покоя. И смотря на всех участников, я не верил, что всё закончилось так быстро, неужели я и все эти люди уже на земле, в отеле? И эта новая обстановка, которая была далека от ледокола, нагоняла непонятное ощущение осознания происходящего, всё это было настолько необычно, что хотелось ущипнуть себя. Прошла презентация проектов перед высшими членами Мурманской области, на которой присутствовали все. И вот настала прощальная ночь, которую все так сильно боялись и не хотели её прихода. В эту ночь перед вылетом у меня сломался телефон, что доставило много проблем и сложностей для связи с родителями. 

И вот мы добрались до аэропорта «Мурманск». Пришло время заходить на другой борт, борт самолёта. Билет Москва-Уфа мне пришлось аннулировать, так как моя семья уже ждала меня в Москве. С собой я тащил уже около сорока килограмм вещей, что доставило много проблем при заходе. Пришлось класть антенну в большую сумку, которую я примотал к чемодану, как один огромный багаж, а толстую арктическую куртку надеть на себя. Со спешкой и трудностями я сел в самолёт и ждал взлёта. Все полярники отправились в разные точки страны, теперь в этом составе мы уже никогда не соберёмся. 

Когда я прилетел в Москву, было очень трудно найтись с родителями, и телефон то у меня не включается. Благо Саша и её мама с папой помогли нам встретиться, на что тоже ушло немало времени. 

Все участники экспедиции разъехались по домам, и мне, как студенту первого курса, пришлось искать новый дом. После путешествия моя жизнь очень изменилась. Помимо того, что я сменил и место учёбы, и город, и стал отделён от родителей, также это мой последний опыт в лагере в качестве ребёнка, в лагере, который находился в движении и состоял из целого ледокола. Я смог научиться видеть гораздо больше, чем раньше, многое поменялось внутренне. И теперь, после пережитого, у меня есть различный опыт и более сформированное мировоззрение. Путешествие дало мне понять, как тесен мир, как много прекрасного можно в нём увидеть и откуда брать знания. В свой дневник я записал множество гипотез, которые буду развивать по ходу жизни. Множество идей возникло у меня в голове, когда я 

смотрел на разных людей и взаимодействовал с ними. Ведь ледокол знаний, как большая консерва, содержала все знания и опыт участников в изоляции от внешнего мира, давая возможность заглянуть внутрь себя и сделать большие открытия. Нам были даны хорошие примеры больших и талантливых личностей. А интересные вопросы, которыми ты задаёшься наедине с собой, открывают дверь в глубины твоей личности. Это и в том числе, то, что дала мне третья детская экспедиция на Северный полюс. На этом мою историю о 153-ем надводном путешествии к вершине планеты, можно считать оконченной. 

Комментарии 0
Авторизуйтесь , чтобы оставить комментарий

Стань частью сообщества Атомариум!

Зарегистрируйся чтобы получить 350 приветственных
баллов и открыть полный доступ к курсам,
тренажерам и конкурсам.