Иван Бунин и Сергей Есенин

В статье предпринята попытка проанализировать жизнь и творчество двух гениев русской литературы И.А. Бунина и С.А. Есенина.

Лошкарев Николай

Иван Бунин и Сергей Есенин

В статье предпринята попытка проанализировать жизнь и творчество двух гениев русской литературы И.А. Бунина и С.А. Есенина.

«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание»

Иван Бунин и Сергей Есенин –

«Поэт не может быть счастливым в тревожные для мира дни…» (В.Д.Фёдоров)

 

Бунин и Есенин… Очень разные (порой «кричаще» противоречивые), эти две творческие индивидуальности, два великих таланта стали вершинными явлениями литературного процесса ХХ столетия.

Бунин и Есенин «встречаются» не только томами Библиотеки Всемирной литературы и темами школьной программы. Несмотря на «разность» и «непохожесть», читатели, без преувеличения, всех национальностей, как-то интуитивно чувствуя родство двух великих русских лириков, часто ставят рядом эти два имени. Бунинские и есенинские строки, перекликаясь и переплетаясь, звучат вместе, воспевая Россию, беспокоясь как о ее настоящем, так и о ее будущем.

В 2020 году любители русской литературы отмечали юбилеи: 150-летний Ивана Бунина и 125-летний Сергея Есенина. Они жили в то непростое время перемен, когда рушился привычный мир, сметаемый войнами и революциями. Великая Русская революция сделала одного из них изгнанником, другого – просто уничтожила.

Уроженцы средней полосы России – сердца большой и многообразной страны – с ее привольными степями, лугами и полями, смешанными и широколиственными лесами и полноводными реками, они до боли любили свою Родину, ее неброскую природу – неиссякаемый источник вдохновения для художников, поэтов, писателей – любили людей, вне зависимости от происхождения. Они оба преклонялись перед величием А.С. Пушкина. Это, бесспорно, их объединяло.

Представители разных сословий. Между ними простиралась многовековая пропасть: та разность образа жизни, мыслей, традиций, которая и стала одной из причин, ввергнувших Россию в революционный омут.

Иван Алексеевич Бунин – потомственный дворянин, представитель знатного и древнего рода. Аристократ до мозга костей, чопорный, ироничный. Жизнь и творчество писателя связаны с Липецким краем. Мы по праву считаем его великим земляком.

Сергей Александрович Есенин, как раньше писали, «из крестьян». Крестьянином, то есть человеком, живущим за счет земледелия, он не был. Есенин был крестьянским внуком, правда, первые 14 лет прожившим в деревне, правдоискателем с душой нараспашку, забиякой со многими пороками. С.А. Есенин родился на Рязанщине, граничащей с липецкими землями.

Сегодня мы не будем говорить об их биографиях, обсуждать их творческое наследие. Оба прожили яркую, насыщенную жизнь. Иван Бунин – долгую, Сергей Есенин – трагически короткую.

Нобелевский лауреат, признанный писатель И.А. Бунин, мягко говоря, не любил крестьянского мальчишку Сергея Есенина. В своих статьях «Самородки», «Инония и Китеж», в рассказе «Несрочная весна» он недобро поминает Есенина. Приведу только один отрывок: «И вот, наконец, опять „крестьянин“ Есенин, чадо будто бы самой подлинной Руси, вирши которого, по уверению некоторых критиков, совсем будто бы „хлыстовские“ и вместе с тем „скифские“ (вероятно потому, что в них опять действуют ноги, ничуть, впрочем, не свидетельствующие о новой эре, а только напоминающие очень старую пословицу о свинье, посаженной за стол):

Кометой вытяну язык,

До Египта раскорячу ноги...

Богу выщиплю бороду,

Молюсь ему матерщиною...

Проклинаю дыхание Китежа,

Обещаю вам Инонию...

<...> Инония эта уже не совсем нова. Обещали ее и старшие братья Есениных, их предшественники, которые, при всем своем видимом многообразии, тоже носили на себе печать, в сущности, единую. <...> „Я обещаю вам Инонию!“ — Но ничего ты, братец, обещать не можешь, ибо у тебя за душой гроша ломаного нет, и поди-ка ты лучше проспись и не дыши на меня своей миссианской самогонкой! А главное, все-то ты врешь, холоп, в угоду своему новому барину!» (Бунин И. «Инония и Китеж»).

Прав ли был И.А. Бунин, недооценивая С.А. Есенина? По верному замечанию Корнея Чуковского, Бунин ощущал себя единственным праведником, очутившимся среди преуспевающих грешников. Особенно Ивана Алексеевича возмущало поведение Сергея Есенина во время заграничного турне последнего, а также тот факт, что сама трагическая смерть по сути еще очень молодого, по сегодняшним меркам почти мальчишки Есенина, в глазах эмигрантов сделала его, помимо всего прочего, жертвой Советской власти. «Большевистской власти, конечно, было очень приятно, что Есенин был такой хам и хулиган, каких даже на Руси мало, что «наш национальный поэт» был друг-приятель и собутыльник чекистов. …Но что ж с того, что большевикам все это было приятно? Тем хуже для Есенина. Он талант, трагическая натура, и посему ему все прощается? Но талант у него был вовсе не такой, чтобы ему все прощать, а «трагедия» его стара, как кабаки и полицейские участки. Ведь и до Есенина … пели: «Я мою хорошую в морду калошею», и во веки веков процветала на Руси белая горячка, в припадках которой и вешаются, и режутся. И думаю, что всё это отлично знают все проливающие слезы над «погибшей белой березой» (Бунин И., «Самородки»).

Я не литературный критик, не специалист по творчеству Есенина или Бунина. Я просто школьник, которому мама однажды буквально подсунула томик стихов Сергея Есенина. До этого момента кроме «Белой березы» я ничего не читал. Но тут любовь к творчеству, не побоюсь этого эпитета, величайшего поэта накрыла меня с головой. На одном дыхании прочел все 5 томов полного собрания сочинений, пересмотрел фильмы о нем, изучил… да, да, именно изучил с карандашом и закладками книгу Захара Прилепина «Есенин. Обещая встречу впереди». Мне очень захотелось найти ответ на вопрос: «Почему Сергея Есенина или любят, или ненавидят? Почему к творчеству и личности поэта невозможно относиться равнодушно?»

Результатом раздумий стали два сценария на одну тему «Бунин и Есенин». Один – для учеников нашей гимназии, второй - в содружестве с сотрудниками Липецкого областного краеведческого музея и воспитанниками театральной студии «Уроки актёрского мастерства». Своеобразная литературная дуэль двух гениев земли Русской, в которой нет ни победителей, ни побежденных, в выигрыше оказывается только читатель и слушатель!

Все-таки они разные! Бунин – это академический слог, литературная правильная речь, благородство и выверенность мысли. Есенин – сама душа русского народа: мятущаяся, грешная, безудержная, талантливая!

Может быть, Иван Алексеевич, который сам был не без греха, слегка завидовал Сергею Александровичу? Ведь великий писатель – не означает «праведник». Есенин был молод, красив, его (в отличие от Бунина) любили женщины, он ворвался в литературный мир Серебряного века и занял сразу и навсегда свое, особое место. Ивану Алексеевичу приходилось этого достаточно долго добиваться.

А в результате? Иван Алексеевич Бунин получил высшее признание как в России, так и за рубежом, он непререкаемый авторитет на литературном Олимпе. А Есенин? Его не раз запрещали, творчество считали упадническим и низкопробным, называли «кабацким» поэтом. Даже в наши дни многие учителя относятся к поэтическому наследию Сергея Александровича с настороженностью. Смерть Есенина – одна из тайн, загадку которой мы, наверное, не раскроем никогда.

Погибший без малого век назад Сергей Есенин, для подрастающего поколения России - самый авангардный, молодежный, продвинутый. Он наш: неповторимый и непревзойденный, загадочный и простой, самый русский, самый современный «Знакомый ваш. Сергей Есенин»…

 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии 0

Стань частью сообщества Homo Science!

Хочешь оставаться в центре событий?
Зарегистрируйся прямо сейчас