Как я на Луну летала

О том, как проходит настоящий полет на Луну, и как мне довелось в нем поучаствовать.

Диана Валиева

Как я на Луну летала.

Я обучаюсь в космошколе, и совсем недавно у нас проходил экзамен. Экзамен был очень необычный – в виде полета на Луну. Конечно, по-настоящему мы не полетели, но у нас есть специальная комната, которая полностью имитирует космический корабль, а еще есть программа “Orbiter”, в отличии от других космических симуляторов, например, Kerbal Space Program, в ней соблюдаются все законы физики, и все проходит так, как в реальной жизни. Единственное – есть некоторые выдуманные корабли, но пилотирование у них такое же, что и у настоящих кораблей, но симулятор одобрили в Центре Подготовки Космонавтов. Мы летели на Shuttle-A, это корабль, который на данный момент находится только на чертежах, но управление у него такое же, как и на Shuttle Atlantis.

Перед тем, как отправиться на Луну, мы год готовились, занимались по 3 направлениям: первое – теоретическое. Здесь были занятия по физике, ракетно-космической технике, астрономии, планетологии, математике, селенологии, селенографии и истории космонавтики. Второе направление – моделизм, благодаря этому занятию мы подробнее познакомились со строением и приборами космических аппаратов. Делали мы модели в программе AutoCad, размеры брали судя по архивным чертежам и фотографиям, решая через пропорции, затем напечатали на 3-D принтере, обрабатывали (в основном, шкурили и собирали части) и раскрасили.

А теперь о самом полете. В группе нас занимается 4 человека, поэтому поделились по 2 экипажа. Пока летят первые, другие сидят в ЦУПе. Задача ЦУПа – контролировать действия экипажа, в случае ошибок – помогать, а еще нужно следить за циклограммой полета и записывать, во сколько какой этап произошел. Связь у нас была по рации, летели в специальных космических костюмах, которые нам прислали из Госкорпорации “Роскосмос”. А теперь расскажу о нашем полете, когда мы летали, а другие сидели в ЦУПе.

Цель нашего полета – доказать, были ли американцы на Луне. Я – пилот орбитального корабля, а мой напарник – посадочного. Мы проверили все приборы, все в норме. Начали взлет, включили вертикальные двигатели, а затем и основные, затем задрали нос корабля. На этом этапе нужно следить за углом наклона корабля, высотой, апогеем, и скоростью (1-ая космическая скорость равняется 7,8 км/сек)

Когда я вывела корабль на орбиту, мы встали в положение, как его называют космонавты, Pro Grade – это положение для полета по орбите, есть так же положение Retro Grade – для торможение. Да, в космосе, как известно, воздуха нет, и затормозить там невозможно. Поэтому для торможения кораблю нужно развернуться и включить двигатели, чтобы начать движение в другую сторону.

Теперь нужно выпрямить орбиту. Что это значит? Это значит, что наша орбита должна быть приближена к круговой. Выравнивание происходит с помощью двух точек на орбите – апогей и перигей, на нашей панели эти точки отмечены. Чтобы исправить, например, перигей, нужно дойти до противоположной точки и дать импульсы основными двигателями.

Давайте я познакомлю немного вас с панелью управления. Внизу у нас показаны три двигателя – основной, вертикальный и торможения. Сверху слева расположена кнопки включения положений корабля, а по бокам – экраны, которые можно регулировать, то есть, переключать. Есть экран Surface, он отображает нашу скорость, вертикальную скорость и высоту, есть orbit – он показывает точки апогей, перигей и точки узлов (Normal, Antinormal). Есть экран Map – показывает карту какого-либо комического объекта и т.д.

После выравнивания орбиты нужно совместить траекторию нашего корабля и Луны, а также угол наклона (у Луны это 5.26 градусов). Делаем мы это в точках узлов, опять-таки импульсами основного двигателя. Теперь выстраиваем наше Dv под 0, и включаем двигатели, летим к Луне, это занимает примерно трое суток, но в программе есть кнопка ускорения времени, и мы ускоряем время в 10000 раз. Все, мы уже на 100-километровой орбите Луны, точно так же выравниваем орбиту. Земля присылает нам координаты объекта (а если конкретно – то “Апполона-11”).

Мы с напарником меняем, ведь пилот посадочного модуля – он, а я – орбитального. Теперь моя задача просто следить за действиями моего напарника. Он проводит нашу орбиту над объектом, делая это с помощью импульсов. Орбита точно над объектом! Мы начинаем спуск. В это время я по координатам пытаюсь найти, куда мы сядем. Так это море Спокойствия! Чтобы дойти до моря Спокойствия, нам нужно пролететь над горами Альпы (на Луне тоже такие есть), мы уже начали спуск и это проблема. Вот мы летим, на высоте 5 км. И видим горы. Мой напарник начинает вести корабль через горы, и у него это ловко получается, но вот впереди нас встречает высокий участок горы, нужно срочно что-то делать. Чтобы наша высота не колебалась, мы включили удержание вертикальных двигателей, пилот его быстро выключает, и мы очень быстро начинаем набирать высоту. Но тут случилось непоправимое - мой напарник включил вертикальные двигатели на максимум, и нас просто выкинуло с Луны на орбиту в 80 км. С Земли поступает приказ, чтобы мы возвращались домой, было грустно, чтобы мы не смогли сфотографировать объект, но полетели домой. Вернее, с другим пилотом мы сначала поменялись, и на Землю я повела корабль. На него я совсем не обижалась, ведь это была командная работа. При перелете нас начало закручивать, поэтому пришлось менять курс, но мы все равно вышли на 300-километровую земную орбиту. Далее нужно было надеть скафандр. Скажу сразу, занятие не из приятных. Сначала в скафандр нужно засунуть ноги, за тем руки, потом нагнуться и надеть всю верхнюю часть, здесь нужно помощь. Когда ты надел, тебе сильно давит в подбородок перегородка скафандра на горле, затем снизу нужно заправить все прокладки внутрь, за стегнуть замок и тросы, после надеть шлем и перчатки. Скафандр, надо сказать, очень тяжелый. А все это для того, что мы из Шаттла пересаживаемся в “Союз”. Встали в положение Retro, установили цель – Космодром Байконур, примерно над Алжиром начали снижать высоту. Затем произошло отделение бытового и агрегатного отсека (слайдер 9), а наш посадочный модуль пошел на спуск. Так как “Cоюз” – корабль автоматического управления, нам оставалось лишь надеяться на лучшее. Когда входили в атмосферу, корабль горел, но это нормально. На высоте 7 км (примерно) раскрылся первый парашют, потом – основной, мы приземлились удачно, и перегрузка была небольшая – всего 4 G. Но тут была еще одна проблема – мы сели в Индии, но, как сказал наш педагог, удачным считается тот полет, в котором экипаж выжил).

Можно добавить телерепортаж. https://vk.com/bash_tv?z=video-27097047_456259231/vid..

Комментарии 0
Авторизуйтесь , чтобы оставить комментарий

Стань частью сообщества Homo Science!

Зарегистрируйся чтобы получить 350 приветственных
баллов и открыть полный доступ к курсам,
тренажерам и конкурсам.