Картина в клетку: как художник Густав Климт переносил свои знания по биологии на полотна

Густав Климт — известный австрийский художник, один из самых ярких представителей венского модерна. В своих работах он активно использовал символы и знаки из биологии. На каких именно картинах Климта их можно заметить — рассказываем в тексте.

Homo Science

Картина в клетку: как художник Густав Климт переносил свои знания по биологии на полотна

Густав Климт — известный австрийский художник, один из самых ярких представителей венского модерна. В своих работах он активно использовал символы и знаки из биологии. На каких именно картинах Климта их можно заметить — рассказываем в тексте.

Под микроскопом

Одна из самых популярных картин Густава Климта — «Поцелуй». Работа относится к «золотому» периоду в творчестве художника, который много работал с этим цветом и использовал настоящее листовое сусальное золото. На картине — мужчина и женщина обнимают друг друга на краю луга, усыпанного цветами прямо над обрывом. Некоторые искусствоведы усматривают в этой картине элементы из биологии. Мельчайшие детали будто увеличенные под микроскопом клетки. Так, прямоугольники на одежде мужчины символизируют мужские половые клетки, гаметы (сперматозоиды), которые сочетаются с яйцевидными и цветочными узорами на платье, символизирующими женскую плодовитость. 

Мужское и женское

На самом деле, это не совпадение. Климт действительно использовал знания по биологии в своих картинах. Дело в том, что художник на протяжении долгого времени общался с известными медиками, в частности был другом австро-венгерского ученого Эмиля Цукеркандля. Глава Венского анатомического института, выдающийся анатом и антрополог, автор более 160 научных статей. Благодаря своим исследованиям в области морфологии (науки о форме и строении организмов). От Цукеркандля художник узнал о биологии и строении клетки, символы которых активно использовал в своих работах. Например, на Портрете Адели Блох-Бауэр I платье женщины украшено символами мужских и женских клеток. 

Другой пример — полотно «Надежда I», где Климт в свойственной ему манере воплощает идею о женском начале мира. Здесь на темно-синей ткани можно распознать изображения мужских половых клеток, которые метафорически подчеркивают беременность героини картины.


Хромосомы Данаи

Картина «Даная» (рис. 4) — интерпретация известного древнегреческого сюжета о царевне, которую отец заточил в подземелье. Ведь внук, рожденный ею, несет за собой погибель — так предсказал оракул. Зевс был пленен красотой девушки и явился к ней в виде золотого дождя. В картине сюжет мифа сведен к минимуму. Считается, что на полотне изображен момент зачатия. 

Эта картина стала особенным предметом изучения для многих искусствоведов. В 2010 году исследователи выдвинули довольно любопытную гипотезу по поводу золотого рисунка на переднем плане картины: «овальные формы», «золотые филигранные письмена», «хромосомные формы» и «золотые гаметы». Внимательно изучил картину и американский биолог развития, автор известного учебника «Биология развития» по биологии развития и один из основателей эволюционной биологии развития Скотт Гилберт. Он распознал в орнаменте бластоцисты — шарообразные образования из стволовых эмбриональных клеток вокруг полости, наполненной жидкостью. Они образуются на 3-4 день после оплодотворения. 

Картины Климта — лишь один из сотни примеров, когда наука соединяется с искусством. Живопись, музыка, кинематограф или театр — многие произведения, созданные на территории культуры, хранят в себе отсылки к биологии, физике, химии и другим наукам. Нужно просто научиться их выявлять, сопоставлять факты и смотреть на предмет искусства глазами исследователя.  


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии 0

Стань частью сообщества Homo Science!

Хочешь оставаться в центре событий?
Зарегистрируйся прямо сейчас