Копилка знаний

Есть такое интересное понятие – копилка знаний человечества. Считается, что копилка всё время растёт, а мы, учёные, работаем на то, чтобы она делала это быстрее.

Раньше символом копилки знаний были библиотеки. Попали книга, рукопись или даже отдельный документ в библиотеку – значит, вошли в копилку знаний, стали частью мировой сокровищницы. Любой человек может пойти в библиотеку, заказать нужную книгу и прочитать её. В античные времена книги были рукописными, библиотек было мало и это были настоящие сосредоточения знаний. Пожар в Александрийской библиотеке в 48 году до нашей эры стал катастрофой, реально уничтожившей существенную часть накопленных сведений.

Сейчас мало кто ходит в библиотеку, потому что есть компьютеры и Интернет, который обеспечивает гораздо более быстрый доступ к информации. Если книга издана в электронном виде или даже просто отсканирована, то буквально за долю секунды можно открыть файл на компьютере или за секунды скачать его из Интернета. Важно отметить, что содержимое библиотек и содержимое Интернета пересекаются лишь частично. В библиотеках хранится большое количество ещё не отсканированных книг, журналов и старых подшивок газет. В Интернете есть форумы, соцсети и сайты, которые никогда не попадут в библиотеку. Получается, что за последние 30 лет копилка знаний человечества для обычного человека поменяла свое воплощение: сейчас символом знаний является совокупная открытая информация серверов в Интернете. Есть вероятность, что скоро все библиотеки оцифруют и в Интернет попадет вся сохранившаяся на сегодняшний день информация.

Однако ещё есть копилка знаний в голове каждого отдельного учёного. Раньше некоторые исследователи не вылезали из библиотек, чтобы успеть прочитать как можно больше. Я ещё застал библиотечные дни, когда выкладывали свежие номера журналов, и мы успевали просмотреть их в тот же день. Сейчас многие учёные не вылезают из Интернета, пытаясь получить там как можно больше информации. Но поток стал настолько большим, что справиться с ним не под силу отдельному человеку. Только один ArXiv.org (интернет-ресурс Корнельского университа) публикует около 500 статей в день. Даже если каждую статью просто просматривать за минуту, то на это занятие уйдёт весь рабочий день и ещё чуть-чуть. А завтра будут новые 500 статей… И это только один сайт-журнал… А когда работать и писать собственные статьи? 

Учёные находят выход в том, что читают далеко не всё. Про себя могу сказать, что я читаю около 100 статей в месяц и трачу на это примерно 3 часа почти каждый день. Многие вынуждены ограничивать свою область одной-двумя очень узкими темами. Некоторые фильтруют статьи по знакомым фамилиям или по уровню журнала, в котором опубликована статья. Получается, что можно владеть почти всеми знаниями человечества в одной очень узкой области знаний и почти ничего не знать о смежных областях. 

Есть способы преодолеть кризис узкой специализации с помощью объединения знаний отдельных людей в коллективные знания. Это происходит разными способами и на разных уровнях. Для работы над какой-нибудь научной темой собирается команда. Примерно так же, как и в компьютерных ролевых играх, каждый член команды должен обладать какими-то полезными знаниями и навыками, которые дополняют знания и навыки других. У нас это обычно «генератор основной идеи» (человек, который лучше всех понимает, что и зачем нужно делать), «аналитики» (люди, хорошо владеющие современными методами исследования и интерпретацией данных) и обязательно пара студентов с горящими глазами (которые мотивируют всех остальных понятно формулировать и описывать происходящее). Копилка знаний хорошо подобранной команды растёт очень быстро, но в копилку знаний человечества она перейдёт только частично и только после публикации хорошей статьи. 

А что будет, если статья с новыми знаниями не опубликована? На это могут быть причины внутри коллектива авторов – недостаточная воля в исправлении замечаний рецензентов или завалы другой работы. Несмотря на то что я стараюсь публиковать научные результаты, у меня накопились десятки недописанных статей. Сначала отвлекла какая-нибудь одна срочная бюрократическая работа, потом другая, а затем появилась ещё какая-то интересная тема. Публикация результатов, полученных несколько лет назад, требует очень больших усилий, так как часто устаревают и сами результаты, и методы их сбора. Я знаю много людей, которые вообще не хотят публиковаться и работают «в стол». В любом случае даже в опубликованную  статью не могут войти все знания коллектива, которые появились в процессе работы. Будут ли когда-нибудь эти неопубликованные результаты достоянием человечества? Скорее всего, они останутся достоянием только данного коллектива или отдельного человека, пока он существует. 

Другой парадокс копилки знаний человечества связан с секретными знаниями. В фундаментальной науке секретов не бывает, закон природы не скроешь. Но могут быть коммерческие или военные секреты. Может быть тайна, связанная с этическими или медицинскими вопросами. Входят ли такие знания в копилку человечества? Вроде бы да, а вроде и нет. Конечно, существуют секретные архивы, но они могут сгореть как Александрийская библиотека. Существуют группы хранителей секретов, но с ними тоже может что-то случиться. Ведь были же утеряны секреты изготовления булатной стали, хотя её производили на протяжении нескольких столетий во многих городах Средней Азии.

В качестве современного примера можно рассмотреть ядерную энергию. Теория не является секретом, её основы описаны даже в школьных учебниках. Она безусловно входит в копилку знаний человечества. Но многие технологические вопросы остаются строжайшей тайной. И это правильно, так как при неосторожном применении ядерной энергии может произойти катастрофа. Что будет, если секреты изготовления атомной бомбы попадут в руки террористов? Я даже не расстроюсь, если это знание никогда не войдет в копилку знаний человечества и будет навсегда утрачено, так же как в своё время был утрачен секрет изготовления настоящего булата. Но в секретной сфере задействованы миллионы талантливых людей, и было бы неправильно, чтобы все полученные ими знания никак не применялись в несекретных сферах. Хорошо, что в Росатоме это понимают и отраслевые институты имеют возможность публиковать часть полученных несекретных знаний. Например, «Гиредмет» (Институт редких металлов) несколько дней назад провёл открытые Сажинские чтения, на которых было много докладов по переработке минералов редких металлов и интересным свойствам различных минералов. Я не знаю и никогда не узнаю, где в атомной промышленности применяются минералы группы витлокита, но я с этими минералами регулярно встречаюсь, занимаясь метеоритным веществом. Оказалось, что в институте «Гиредмет» проводится много исследований по минералогии редкоземельных минералов и синтетических соединений и минералов циркония, что сильно пересекается с моим научным интересом к щелочным магматическим массивам и карбонатитам

Что можно сказать в заключение? Копилка человеческих знаний настолько велика, что ни один человек в мире не сможет держать её в голове. Требуются огромные усилия по систематизации накопленных знаний, их хранению и распространению, чтобы эти знания не пропали и человечество не откатилось в развитии на столетия назад. Сейчас появляются многочисленные сторонники плоской Земли и другие удивительные люди, которые пользуются аргументами XV века, а то и более ранними. Это очень тревожные звоночки, показывающие, что копилка знаний человечества не распространяется на всё человечество. Сложно себя заставить, но необходимо доверять профессионалам в узких областях, которые уже потратили годы на освоение накопленных знаний в своей области. Людям с параноидальными наклонностями это будет сделать совсем сложно: им будет казаться, что их всё время обманывают. Чтобы этого не происходило, настоящим учёным нужно вкладывать очень много усилий в систематизацию накопленных знаний и популяризацию науки. Эту функцию невозможно передать не учёным, так как они не владеют всей накопленной информацией в данной области и неизбежно будут делать неправильные упрощения и ошибки. А для учёных это большая дополнительная работа, отвлекающая от процесса получения новых знаний. Но и награда высока, так как знания, корректно изложенные в доступном любому школьнику виде, по-настоящему попадут в копилку знаний человечества.


Иллюстрация: Елена Рюмина


24
0
125 просмотров
125 просмотров
мнения

Никто не комментировал

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий