Музы не молчали. Великая Отечественная война глазами художников-земляков.

В статье рассказывается о художниках - участниках Великой Отечественной войны, которые родились или долгое время жили и творили на территории Липецкого края

Музы не молчали.

Великая Отечественная война глазами художников-земляков.

Нет, Музы не молчат, они кричат.

У вдохновенья есть своя отвага -

Оно порой войска сбивает с шага,

Стреляя словом дальше, чем снаряд.

Ольга Дмитриева

С древних времен до наших дней дошло выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат», т.е. искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия. Война и музы. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но в годы суровых испытаний, в годы священной войны музы не молчали, они вели в бой, они становились оружием, разящим врагов. Поэты Алим Кешоков и Людмила Ураева очень точно отразили состояние художника-солдата:

Нелегко художнику – солдату,

Краток на путях войны привал,..

И художник на клочках бумаги

Рисовал…

Художник на войне запомнит краски,

И выложит их позже на мольберт:

Тревожный миг атаки без огласки

И кем-то неотправленный конверт…

2020 год вошел в историю как юбилейный – год 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В каждом регионе нашей страны, в каждом музее были развернуты экспозиции, посвященные знаменательной дате. Документы той эпохи, личные вещи участников военных действий и тружеников тыла, плакаты, фотографии помогают нам лучше понять: что чувствовали, как жили, о чем думали люди, как они смогли выстоять порой в нечеловеческих условиях. Я хотел бы рассказать об удивительных художниках – наших земляках, создавших поразительные живописные произведения, хранящие воспоминания о Великой Отечественной войне, а также об их работах в собрании Липецкого областного краеведческого музея. Бережно изучала и хранила произведения искусства замечательный человек и прекрасный специалист – главный хранитель фондов Татьяна Дмитриевна Цупко. Она так интересно рассказывала о живописцах и скульпторах, что это заслуживает отдельного повествования. Именно благодаря ей у меня возникло желание написать рассказ – заочную экскурсию о художниках-земляках, чье творчество связано с героическими событиями. Великая Отечественная война породила качественно новое понятие – художник-фронтовик. В отличие от мастеров батальной живописи, художники-фронтовики непосредственно участвовали в сражениях. По-разному сложились их послевоенные судьбы, но всех объединяло одно – память о войне.

Совсем юным восемнадцатилетним пареньком ушёл на фронт Борис Васильевич Иванов (1923 – 1989), выпускник средней школы №4 г. Липецка 1941 года, член Липецкого аэроклуба. Ему хотелось быть пилотом, однако пришлось пройти по дорогам войны сначала пехотинцем, потом танкистом. Курская дуга, Белорусская операция «Багратион», освобождение Польши, взятие Берлина - таков его боевой путь, который он прошёл не только с оружием в руках, но и с карандашом и блокнотом, делая зарисовки в моменты затишья. Рисование с детства было его любимым занятием. В музее хранится коллекция его фронтовых рисунков 1944 – 1945 годов.

Брянские и белорусские леса. Красивая природа. Казалось бы, ничто не должно её омрачить, но это партизанский край, где в январе 1944-го шли тяжёлые бои партизанского отряда с карателями. Один из рисунков Б.В. Иванова так и называется «Здесь прошли партизаны». Под рукой – только простой карандаш, да ещё белый – трофейный. А на одном из рисунков - и сам молодой боец Борис Иванов здесь, в Белоруссии.

Апрель 1944-го – рисунок «Танк в бою». Это был, как вспоминал сам художник, жестокий бой на окраине польского города Радона. В августе 1944 г. - батальон, где служил Иванов, стоял в 80 км южнее Варшавы – это известный Висленский или Пулавский плацдарм. Здесь сделано несколько зарисовок: вот землянка, которую строили сами, вход замаскирован ветками, у входа старшина Зуб; а это миномётчики на огневой позиции; рисунок «Друзья» - эпизод из жизни художника здесь же, на Пулавском плацдарме, когда он попал под артиллерийский обстрел. Это было 5-е ранение – идти не мог, его вынес на себе санинструктор Пётр Корниенко (путевой обходчик со станции Конотоп), с которым Борис Васильевич дружил и после войны.

В этих натурных военных зарисовках - путь советского солдата. Немецкий город Кюстрин, Кюстринский плацдарм. Рисунки с натуры: «После боя» с подбитыми фашистскими танками; горящий немецкий танк «Пантера», уничтоженный экипажем, в составе которого был Иванов. Много рисунков сделано им в Германии, но самые яркие впечатления – это Берлин: Бранденбургские ворота, исторический символ Германии, с полуразрушенной квадригой лошадей, которыми должна править Богиня Победы; одна из центральных улиц города – Герингштрассе с обугленными дымящимися домами и проезжающим по ней победителем советским танком Т-34 и, конечно, горящий рейхстаг. «Рейхстаг горит» - так назвал художник акварельный рисунок, выполненный с натурного карандашного наброска, сделанного 26 апреля 1945-го. Очень уж хотелось запечатлеть это событие на холсте. Холстом стал небольшой фрагмент плащ-палатки, на котором маслом он и повторил это яркое запоминающееся зрелище.

После взятия пригорода Берлина Рансдорфа рано утром 10 мая 1945 года юный художник, прошедший по огненным дорогам войны, сделал небольшой рисунок, подведя итог своим военным походам – «Пушки зачехлены». Улицы Берлина в мае 45-го представляли собой печальное зрелище со своими разрушенными и опустевшими домами, но для художника это был победный солнечный май.

Ряд рисунков выполнен в Веймаре, куда он попал в июле 1945-го – там находился штаб 8-ой гвардейской ордена Ленина общевойсковой армии. Этот город, родина Гёте и Шиллера, был ему интересен своей архитектурой, историческими памятниками, и молодой художник в свободное время знакомился с городом, конечно, с карандашом и блокнотом, делая натурные зарисовки старой части города.

Б.В. Иванов прошёл всю войну. Был награждён орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другими.

После войны Борис Васильевич поступил в Саратовское художественное училище. Окончив его, работал в Липецких художественно-производственных мастерских как художник-оформитель.

Коллекция из его фронтовых натурных зарисовок, хранящаяся в фондах музея, является бесценным историко-художественным материалом, выполненным очевидцем событий военных лет.

Другой наш земляк, Милованов Михаил Павлович (1914 – 1999),  ушёл на фронт, будучи уже взрослым, много пережившим человеком. Он смог окончить только шесть классов – надо было помогать семье. Когда умер отец, на его плечи легли все заботы о семье – младшей сестрёнке было только шесть недель. Родился он в селе Троицкое Липецкого уезда Тамбовской губернии. Однако судьба забросила его со всем семейством в Амурскую область, на станцию Архары; где работал и плотником, и художником – он с детства любил рисовать, хотя нигде не учился этому ремеслу. Оттуда был призван на службу в армию. Лишь к концу лета 1938 года семейство возвратилось в родные места. Михаил устроился работать художником в клуб Новолипецкого завода.

В июле 1942 года он был призван Липецким горвоенкоматом и зачислен в 49-й стрелковый полк 40-й армии Воронежского округа. Воевал под Воронежем, под Харьковом в составе 303-й дивизии. Так как он хорошо рисовал, товарищи просили нарисовать их портрет и такие весточки с фронта посылали своим родным. Их получала и семья художника. Однако с начала 1943 года от него не было никаких известий. Как написал художник в своей автобиографии, «…при отходе из Харькова попали в окружение в с. Безлюдовка – 17 марта 1943 года человек 800 нас выловили из леса, пригнали в лагерь в г. Павлодар, где пробыли до 8 сентября 43 г…». Потом по этапу около 2000 человек гнали через всю Украину, Румынию в фашистскую Германию. Милованов попал в концлагерь «Хаммерштейн» в восточной Пруссии (ныне около г.Чарне в Польше). Два года концлагерей оставили глубокий след в памяти, которая не давала ему покоя долгие годы. Он вновь и вновь в своих работах обращался к лагерной тематике. Лица заключённых всегда, как живые, тревожили его воображение, хотелось ещё раз запечатлеть их хотя бы на том, что было под рукой, будь это жесть с крыши дома или металлические пластины с надписями по технике безопасности, или грубая обёрточная бумага. Эти выразительные лица людей, не сломленных или, наоборот, чувствующих безысходность своего положения, выполнены художником на пределе человеческих эмоций – так может написать только тот человек, кто пережил неволю сам.

В апреле 1945 года заключённые лагеря были освобождены Советской Армией. М.П.Милованов, умевший рисовать и имеющий хороший почерк, хотя окончил только начальную школу, был направлен в одну из военных комендатур, располагавшихся на территории восточной Германии, где оформлял документы на демобилизацию военнослужащих, среди которых были и узники концлагерей. Перед его глазами проходило множество людей с нелёгкими судьбами, которым предстояло адаптироваться в мирной жизни. Как у каждого художника, у Михаила везде были с собой карандаш и бумага. Зарисовки, которые делались в плену и во время работы при военной комендатуре, помогли потом перевести свои впечатления на бумагу, жесть или холст. Главное в работах художника - не одежда, не быт, а лица этих истощённых, усталых, голодных, но непокорённых людей, в глазах которых и мука, и тревога, и надежда. Есть среди его работ и сюжетные композиции. Таковы рисунки из серии «Лагерная жизнь», в том числе с изображением момента выноса из барака умершего заключённого. Во всех его лагерных работах, выполненных в разных техниках, заключено сильное эмоциональное начало.

С 1943 по 1946 год, пока от Михаила Павловича не было никаких вестей, родные считали его погибшим. Вернулся домой только в июле 1947 года. В мирной жизни его ждали испытания, которых не миновали все, прошедшие фашистский плен, - проблемы с устройством на работу, недоверие. Удалось устроиться лишь бойцом пожарной команды, однако желание рисовать его никогда не покидало. Пейзажи, портреты, натюрморты он писал для сослуживцев, друзей, родных. Всё-таки именно художественное ремесло, несмотря на отсутствие образования, давало ему средства к жизни: работал художником в разных организациях, в том числе в художественно-производственных мастерских липецкого художественного фонда. В последние годы жизни М.П. Милованов много сделал для восстановления разрушенных храмов. В ограде церкви родного села Троицкое художник нашёл свой последний приют.

Николай Григорьевич Рожнов (1934 г.р.) в силу своего возраста не мог быть фронтовиком. Этот художник принадлежит тому поколению, которое принято называть «дети войны». Родился он на тамбовщине, в селе Ранино Мичуринского района в крестьянской многодетной семье. Примером для него во всём был старший брат Владимир, от него передался Николаю и интерес к рисованию. Брат погиб в 1943-ем, под Полтавой, подорвавшись на мине. Ему было 18 лет. Эта семейная трагедия навсегда осталась в его сердце. Желание перенести на холст переживания семьи тех далёких, но незабываемых дней появилось позже, когда он уже стал настоящим художником.

В фондах музея хранится его сюжетная композиция «Похоронка», написанная по воспоминаниям детства, - Николаю было тогда 9 лет. В семью пришло горе – известие о смерти брата. На картине изображён уголок крестьянского дома с деревянным столом и лавками, иконами в красном углу, висящей керосиновой лампой, часами-ходиками на стене – таким помнил художник свой родной дом тех лет. На столе рядом с чугунком скудная деревенская еда. Почта в те годы редко приносила радостные вести, так и в этот раз. Девушка-почтальон, плачущая мать, растерянные маленькие дети (мальчик в голубой рубашке – девятилетний Николай), опустивший голову старый седой дед, заглядывающие в дверь любопытные соседи – эта сцена навсегда осталась в памяти художника.

Родившегося в семье 9 мая 1945 года мальчика назвали Володей в память о погибшем брате. У Николая Григорьевича есть несколько работ, написанных в память о Володе-старшем. Одна из них - картина «У портрета сына», которая экспонировалась в Москве, потом в Германии, и сейчас хранится во Владимиро-Суздальском музее народного творчества. Не так давно автор подарил Липецкому областному краеведческому музею работу «В окопе. Последняя весточка». Вероятно, она тоже навеяна воспоминаниями о брате. Юный солдат, сидя в окопе перед боем, пишет весточку домой, не зная, что она будет последней…

Живописные полотна, отражающие воспоминания о войне трогают до глубины души своей искренностью и правдивостью.

Многие из созданных в годы войны произведений по накалу патриотических чувств, художественному мастерству, выразительности и эмоциональности по праву считаются непревзойденными. Наиболее значительные из них вошли в золотой фонд отечественного искусства.

 В 1941–1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками, в том числе нашими земляками, было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.

«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни», - эти слова Президента Российской Федерации В.В. Путина звучат как наказ нам, подрастающему поколению.

Комментарии 0
Авторизуйтесь , чтобы оставить комментарий

Стань частью сообщества Атомариум!

Зарегистрируйся чтобы получить 350 приветственных
баллов и открыть полный доступ к курсам,
тренажерам и конкурсам.