Наблюдательная астрофизика: от выигранного времени до научных данных и статей

Если учёный не построил себе «личный» телескоп, то должен написать заявку и дожидаться, когда будет выделено наблюдательное время на том, который служит центром коллективного пользования. Однако на успешном прохождении этапа «Получи время» научный квест исследователя-астрофизика не заканчивается.

Итак, учёный выиграл определённое количество часов наблюдательного времени на нужном телескопе. Что происходит дальше? Варианта два. Ранее, и всё ещё нередко сейчас, предполагалось, что учёный приедет на телескоп и, конечно, при помощи и поддержке штата обсерватории проведёт наблюдения. Сейчас этот подход всё больше заменяется другим: учёный, получивший доступ к телескопу, готовит программу наблюдений, другими словами, подробное техзадание: какие объекты и каким образом нужно посмотреть. Непосредственно сам процесс осуществит научный, технический и инженерный персонал обсерватории, самому приезжать и наблюдать не нужно. Это получается проще и качественнее – сотрудники обсерватории досконально разбираются в том, что они делают. К тому же можно в динамическом режиме принимать решение о том, что наблюдать, отрабатывая переменчивые погодные условия.

Дело в том, что современные телескопы – это очень сложные системы, и неподготовленному человеку работать с ними крайне сложно. Для того, чтобы полностью освоить тонкости наблюдения на нынешних приборах, нужно долго учиться. Я уж молчу про космические телескопы: забудьте о том, чтобы наблюдать там самостоятельно, за вас это сделает команда – так же, как мы делали это для наших заявителей в рамках проекта «Радиоастрон».

Вот примерный временной цикл научной работы в области наблюдательной астрофизики. Итак, вам пришла в голову идея. Вы написали заявку на наблюдения к дедлайну (один-два-три раза в год), а она не выиграла, возвращайтесь в начало игры. Она выиграла – ваши наблюдения выполнятся в течение полугода-года. Таким образом, вы получили ваши экспериментальные результаты через год-полтора после подачи заявки. Вам эти данные надо обработать, проанализировать и опубликовать. От идеи до публикации проходит два-три года, нередко больше. 

Придают ускорения работе и правила доступа к полученным данным. Если вы думаете, что учёный сложил все данные в кубышку и спокойно их обрабатывает, то это неверное представление. Такое может быть только в том случае, если телескоп принадлежит конкретной группе или организации и работает только на них. Однако ЦКП действуют по-другому: с того момента, как исследователь получает данные с телескопа в рамках своей заявки, у него есть обычно один год так называемого исключительного доступа к этим данным. Через год они становятся открытыми для всех, как мы обсуждали во втором тексте.

Эта, назову её драконовской, мера преследует две цели. Во-первых, чтобы учёные побыстрее публиковали результаты своих исследований. И, конечно же, когда над тобой висит этот дамоклов меч, то волей-неволей стараешься успеть, тем более если задача горячая. Вторая причина значительно более прозаична: телескопы (вы же помните?) работают за деньги налогоплательщиков, так почему эти данные нужно скрывать от всего мира? Их открывают, чтобы увеличить научный выхлоп с телескопа, повысить его престиж.

Между прочим, за счёт этих правил, даже занимаясь наблюдательной астрономией, можно обойтись без написания заявки. Есть и другой вариант – телескопы, которые в штатном режиме наблюдают, допустим, всё небо и выкладывают полученную информацию в открытый доступ одновременно и сразу для всех. Таких телескопов со временем становится всё больше и больше.  Например, космический гамма-телескоп Fermi. Он три раза за сутки осматривает всё небо и выкладывает свои предобработанные данные в открытый доступ уже более десяти лет. Любой исследователь может установить на своём компьютере предоставляемый NASA софт и с его помощью получить данные для интересующего объекта на небе. Другой пример – европейская оптическая космическая миссия Gaia, измеряющая расстояния до более миллиарда звезд в нашей галактике. Или Слоанский обзор неба, так же в оптическом диапазоне.

В этом смысле современная наблюдательная астрофизика всё больше и больше работает, следуя новому подходу. А именно – экспериментальные данные можно получать не только подавая заявки на центры коллективного пользования, но и используя наращиваемые архивы со всё большим объёмом открытой информации.

Вообще, возвращаясь к тому, с чего мы начали, а именно – к хорошим идеям, замечу, что они в астрофизике часто опережают имеющиеся технические возможности. И это хорошо – ведь потому учёных и ценят! Никогда не задумывались, почему государства вкладывают в фундаментальную науку, в том числе и в наблюдательную астрофизику, громадные средства и ресурсы? Одна из причин связана с тем, что исследователи со своим неограниченным полётом фантазии могут поставить перед промышленностью задачу безумной сложности. И реализация такой задачи позволит промышленности развиваться. Не верите? Посмотрите на Ваш компьютер или смартфон – их видеокамеры, их системы Wi-Fi начали свой путь из астрономии. И таких примеров вокруг нас масса! 


Иллюстрация: Елена Рюмина

Комментарии 0
Авторизуйтесь , чтобы оставить комментарий

Стань частью сообщества Атомариум!

Зарегистрируйся чтобы получить 350 приветственных
баллов и открыть полный доступ к курсам,
тренажерам и конкурсам.