Технология (гжель изготавливают и расписывают вручную):
1. Художник выполняет эскиз рисунка на бумаге простым карандашом.
2. Изготавливается модель и гипсовая форма, так называемое «тулово», из которой будет отливаться будущее гжельское изделие.
3. Если изделие имеет несколько составных частей, то каждая часть отливается и высушивается отдельно (носики, крышки, ручки чайников). Они приклеиваются отдельно с помощью специального кладочного раствора «жижель».
4. В наши дни гжельская посуда изготавливается из фарфоровой, которую называют «шликер» (мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварцевого песка и полевого шпата).
5. Все материалы смешиваются в специальной мельнице больше 8 часов.
6. Полученную массу в виде консистенции густых сливок заливают в гипсовые формы
7. Гипс, имея пористую структуры, впитывает влагу из «шликера» и набирает толщину будущего изделия. А остальное выливается.
8. Изделия подсушиваются и выбиваются из формы.
9. Изделия подвергаются оправке.
10. Затем к изделию приклеиваются все детали.
11. Изделия зачищают, удаляют все швы и неровности.
12. Отправляют на первый предварительный обжиг-утильный при T=900 0C.
13. Иногда перед росписью предметы отправляют в фуксиновый раствор, чтобы окрасить в розовый цвет и исключить в дальнейшем брак.
14. Синеватый цвет изделиям придает оксид кобальта-керамическая краска. Черный оксид кобальта после обжига становится синеватым или голубоватым. Насчитывается около 20 оттенков синего цвета, которым расписывают гжельские изделия. Расписывают изделия обычно пышными букетами цветов: роз, тюльпанов и незабудок, а также присутствуют птицы и звери, зарисовки из бытовой деревенской жизни, значимые исторические события. сказки. Традиционным узором является роза Агашка, потому что в XIX веке среди художниц очень распространенным именем было Агафья.
15. После росписи изделия покрывают глазурью и помещают в печь на финальный или политой обжиг T=1300 0C, что значительно уменьшает изделие в размере. После обжига изделия становятся гладкими и хорошо отталкивают влагу.
16. Из печи достают гжельскую посуду.
Сегодня влияние этой красивой сине-белой росписи мы можем видеть не только на посуде, но и на одежде, автомобилях и других изделиях и предметах.