О гжели

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Россия -многонациональная страна со своими обычаями, культурой, искусством, которые известны и за границей. Своей красотой и историей поражает Гжель. В 1663 г., когда царь Алексей Михайлович издал указ «О приискании глины для аптекарских и алхимических сосудов», в имении Гжель были обнаружены удивительные глины. С 1710 г. Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». При Петре I гжельские глины использовали для изготовления кирпича и керамических плиток, а с середины XVIII в - для изготовления фарфора. Вначале гжель была разноцветной и изделия гжели предназначались для домашнего обихода. Они не были предметом роскоши, хотя первые изделия могло позволить себе купить только обеспеченное население. Славилась гжельская майолика с росписью по сырой необожженной эмали. На смену майолике пришел полуфаянс. О местных глинах очень высоко высказался М.В. Ломоносов. Затем сокурсник М.В. Ломоносова Д.И. Виноградов невероятно трудным путем, постепенно разработал технологию производства фарфора, и создал фарфор, качеством своим изумивший Европу. Гжельскую глину ему привозили в Санкт-Петербург для исследований. Для изготовления фарфора Виноградов выбрал глину песчанку – черноземку и глину мыловку – жировку белую. Гжельскую глину вводили в фарфоровую массу, приготовленную по рецепту Д.И. Виноградова, и она придавала фарфору синеватый или же теплый, чуть желтоватый оттенок, что отличало его от чисто белого холодного цвета европейского фарфора. С тех пор и пошла по всей Руси слава о Гжельском фарфоре. Жизненный путь Виноградова- путь от стремительного взлета до трагического конца- смерти в 38 лет. Самоотверженный труд не принес мастеру ни признания, ни статуса. Процесс производства был государственной тайной, им занимался один человек. Технику позаимствовали у голландцев. За Виноградовым шпионили. Он не мог никуда выехать и увидеться с родными. С него требовали изобретения рецепта, а затем и наращивания объемов производства. Из-за непосильного напряжения, Виноградов пристрастился к выпивке, что привело к хроническому алкоголизму. Виноградова лишили жалованья и били плетьми за малейшую неудачу в производстве. У него отобрали шпагу, что считалось полным бесчестьем. А когда он попытался сбежать — посадили на цепь рядом с печью, чтобы он находился там во время обжига. У него резко ухудшилось здоровье и он умер. С Бёттгером, изобретателем европейского фарфора, в Саксонии поступили также.

Технология (гжель изготавливают и расписывают вручную):

1.   Художник выполняет эскиз рисунка на бумаге простым карандашом.

2.   Изготавливается модель и гипсовая форма, так называемое «тулово», из которой будет отливаться будущее гжельское изделие.

3.  Если изделие имеет несколько составных частей, то каждая часть отливается и высушивается отдельно (носики, крышки, ручки чайников). Они приклеиваются отдельно с помощью специального кладочного раствора «жижель».

4.  В наши дни гжельская посуда изготавливается из фарфоровой, которую называют «шликер» (мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварцевого песка и полевого шпата).

5.   Все материалы смешиваются в специальной мельнице больше 8 часов.

6.   Полученную массу в виде консистенции густых сливок заливают в гипсовые формы

7.  Гипс, имея пористую структуры, впитывает влагу из «шликера» и набирает толщину будущего изделия. А остальное выливается.

8.   Изделия подсушиваются и выбиваются из формы.

9.   Изделия подвергаются оправке.

10. Затем к изделию приклеиваются все детали.

11. Изделия зачищают, удаляют все швы и неровности.

12. Отправляют на первый предварительный обжиг-утильный при T=900 0C.

13. Иногда перед росписью предметы отправляют в фуксиновый раствор, чтобы окрасить в розовый цвет и исключить в дальнейшем брак.

14. Синеватый цвет изделиям придает оксид кобальта-керамическая краска. Черный оксид кобальта после обжига становится синеватым или голубоватым. Насчитывается около 20 оттенков синего цвета, которым расписывают гжельские изделия. Расписывают изделия обычно пышными букетами цветов: роз, тюльпанов и незабудок, а также присутствуют птицы и звери, зарисовки из бытовой деревенской жизни, значимые исторические события. сказки. Традиционным узором является роза Агашка, потому что в XIX веке среди художниц очень распространенным именем было Агафья.

15. После росписи изделия покрывают глазурью и помещают в печь на финальный или политой обжиг T=1300 0C, что значительно уменьшает изделие в размере. После обжига изделия становятся гладкими и хорошо отталкивают влагу.

16. Из печи достают гжельскую посуду.

Сегодня влияние этой красивой сине-белой росписи мы можем видеть не только на посуде, но и на одежде, автомобилях и других изделиях и предметах.

3
0
12 просмотров
12 просмотров
мнения

Никто не комментировал

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий