От Евклида до нейросетей: как наука измеряет красоту

Мода и представления о прекрасном все время меняются. Сейчас мы живем в эпоху отказа от стандартов красоты. Но откуда взялись сами эти стандарты? Можно ли их определить и измерить? Разбираемся в материале.

Когда ученые начали «измерять» красоту?

Начать рассказ об образе «идеального человека» стоит с Евклида, который почти 2500 лет назад попытался описать формулой геометрическую гармонию. Ученый заметил, что можно поделить отрезок на две части таким образом, чтобы большая часть относилась к меньшей так, как весь отрезок к большей из них, то есть примерно в отношении 62% и 38% от общей длины.

Это соотношение — 62 к 38%, или просто 1,6 — позже назовут золотым сечением. Его используют в архитектуре и живописи для построения гармоничной композиции. Золотому сечению с небольшой погрешностью соответствуют пропорции здания Парфенона, пирамид Древнего Египта и собора Нотр-Дам. Многие художники и архитекторы использовали в своих работах золотое сечение сознательно: так делали, например, Шарль Ле Корбюзье и Иван Жолтовский.

Как математика описывает пропорции человеческого тела?

Римский архитектор Витрувий, живший в I веке до нашей эры, описал такую особенность пропорций нашего тела: человека с расставленными «морской звездой» руками и ногами можно вписать в окружность, а человека с раскинутыми горизонтально руками можно вписать в квадрат. «Витрувианского человека» изображали многие художники и архитекторы, но самый знаменитый рисунок принадлежит Леонардо да Винчи. Знакомый с трудом Витрувия, да Винчи продолжил его изыскания и подробно описал пропорции тела любого человека.

Каким Леонардо да Винчи видел «идеального человека»?

Ученый полагал, что все наши пропорции, начиная с роста и заканчивая длиной ступни, находятся друг с другом в определенном соотношении. В отличие от постоянно меняющихся стандартов красоты, пропорции человеческого тела, описанные художником, с тех пор не изменились. Вооружитесь линейкой или мерной лентой и проверьте: длина вашей ладони приблизительно равна десятой части вашего роста и расстоянию от линии роста волос до подбородка. Длина стопы человека равна длине его предплечья, а расстояние от локтя до подмышки составляет восьмую часть роста. Человека с разведенными в сторону руками и сведенными ногами можно вписать в квадрат. А если вы расставите руки и ноги по диагонали в стороны, вокруг вас можно будет описать идеально ровную окружность. И хотя на рисунке да Винчи изображен молодой мужчина, основные соотношения верны для людей любого пола и возраста.

Леонардо да Винчи был знаком и с понятием золотого сечения: он иллюстрировал труд математика Луки Пачоли об идеальной пропорции. Тщательно выверенный человек на рисунке да Винчи к золотому сечению очень близок: если бы окружность точь-в-точь касалась углов квадрата, «Витрувианский человек» бы соответствовал золотому сечению.

Как выглядят современные стандарты красоты?

Люди до сих пор пытаются измерить красоту и дать ей точное определение. Правило золотого сечения осталось актуальным и в XX, и в XXI веке. Все то же соотношение сторон 1,6 называют коэффициентом привлекательности и используют для того, чтобы описать «идеальное» лицо. Отношение высоты лица к его ширине, ширина рта, деленная на ширину носа, и так далее — если каждая такая пара при делении длин друг на друга дает число, максимально близкое к 1,6, то ваше лицо близко к золотому сечению.

Идеального по всем параметрам человека не существует, но многие модели и знаменитости очень близки к этому соотношению. Пластический хирург Джулиан де Сильва при помощи технологии распознавания лиц измерил соотношения черт лица классических портретов и современных знаменитостей. Лица Мерилин Монро, Ким Кардашьян, Джорджа Клуни и Эмбер Херд оказались более чем на 90% приближены к коэффициенту золотого сечения.

Восприятие красоты индивидуально. Однако можно проследить общие тенденции и отличительные черты таких лиц, которые кажутся красивыми большинству людей, — у них настолько много общих признаков, что поиску красивых для человека лиц можно обучить искусственный интеллект.

Модельная внешность — это пропорционально?

Классические параметры модельной внешности — 90-60-90 — тоже недалеки от золотого сечения: 90 при делении на 60 дает 1,5. Очень близкое значение (1,66) получается, если разделить 150, их сумму, на 90 — большую из двух длин. Это как раз то отношение, которое описывал Евклид еще в 300 году до нашей эры. А если добавить к модельным параметрам рост более 180 см, получим пропорции, близкие к пропорциям «Витрувианского человека».

Как наука объясняет наше стремление к пропорциям и симметрии?

Эволюционисты считают: симметричность указывает нам на то, что организм успешно развился. Что-то кривое и несимметричное кажется нашему мозгу поврежденным, нездоровым. Это верно не только для лиц: симметричные цветы, животные, деревья или постройки тоже кажутся людям самых разных культур более симпатичными, чем явно непропорциональные.

Однако то, насколько лицо человека привлекательно для окружающих, зависит не только от симметричности, но и от тона кожи, типично мужских или типично женских признаков, необычности внешности. Согласно опросам, в среднем люди воспринимают обладателя типично «привлекательного» лица как более здорового, доброго и вызывающего доверия человека, хотя на самом деле все эти личные черты никак не зависят от черт лица.

Комментарии 0
Авторизуйтесь , чтобы оставить комментарий

Стань частью сообщества Атомариум!

Зарегистрируйся чтобы получить 350 приветственных
баллов и открыть полный доступ к курсам,
тренажерам и конкурсам.