По программе литературы как-то быстро и незаметно проскочили французскую балладу "Рог Роланда" - потому что современным школьникам кажется она не иначе как мутотенью.
Какой-то Роланд трубил в свой рог, да еще и в кургузом переводе с полуиндейскими вскриками "Аой!".
В Тик-Токе все гораздо динамичнее и интереснее.Невыполнимая задача - заинтересовать детишек Роландом!Да и незачем.Но средневековым людям история эта была важна, как и всё, что происходило с рыцарями. Такой там был Тик-Ток, такая реальность. Другого не было.Настолько важно все было, что неживым рыцарским предметам давали громкие имена.Не только кони, как Росинант, и не только замки, как Эльсинор, - а и мечи имели имена.
Вспомним: ( или откроем Википедию)Аскалон (Ascalon) — меч Св. Георгия (по средневековым легендам)Иштен Кардъя ( «Меч Бога Войны Марса») — оружие Аттилы (по средневековым легендам).Азот (Azoth) — магический меч Парацельса (по средневековым легендам). Азот — это имя демона, заключённого в кристалл, использованный в эфесе этого оружия.Ага! Интересно уже и химико-биологическим классам, а ведь мы только начали перечислять на букву "А"!
А впереди ещё Экскалибур, Бальмунг, Аронди и много-много... Уже перечисление имён - завораживает... ( откройте "Мечи с личным именем" в Вики - вот и проект для юных историков!) Покажите мне того, кто не заинтересуется медьевистической (МИСТИЧЕСКОЙ!) лингвистикой в свои 13 романтических лет...А ведь и рогам имена давали...
Рыцарь Роланд трубит в рог, а зовут его - в смысле, рог зовут. Как-то на "О".Но - как живое существо, как друга. Как двойника. Это не рыцарь дует в рог, это душа зовет. И Рог - с большой буквы. Рыцарь и его Рог.Не знаю, может, и другие доспехи, а то и их части, тоже имели имена.Отголосок этого - в стремлении магазина ИКЕА дать имя каждой мелочи, будь то столик, подушка, вилка или горшок.Отголосок этого в том, что мастер может мысленно здороваться с инструментом, машиной, давая - мысленно же - ласковые прозвания.Люди "оживотворяют" значимые вещи, бывает. Не вспоминая о былом рыцарстве.В нас очень много от средневековых представлений, от средневекового бытия наших душ.
Вот Марина Цветаева вдохновилась той самой балладой о рыцаре и его Роге.Она проговорила свои боли через стихотворение "Роландов Рог".Хоть на что сгодилась скучная баллада!Прочитаем "Роландов Рог", 1921 год, Марина Цветаева:
"Как бедный шут о злом своем уродстве,
Я повествую о своем сиротстве:
За князем — род, за серафимом — сонм,
За каждым — тысячи таких, как он,—
Чтоб, пошатнувшись,— на живую стену
Упал — и знал, что тысячи на смену!
Солдат — полком, бес — легионом горд,
За вором — сброд, а за шутом — все горб.
Так, наконец, усталая держаться
Сознаньем: долг и назначеньем: драться,—
Под свист глупца и мещанина смех,—
Одна за всех — из всех — противу всех,
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди — тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!
Хоть кто-нибудь услышит тебя, Душа...Это стихотворение - действительно крик сиротства.Карл-король, могущественный властелин, для юного Роланда был родным дядей. Он готов был идти на помощь племяннику.А для Цветаевой - "некий услышит" - по древнерусски "неций" - то есть хоть кто нибудь, один какой-нибудь человек...Посмотрите, какая горькая усмешка в последней строке стихотворения: "что некий Карл тебя услышит..." Король Карл Первый Великий был не кем-то неким, а реальным историческим лицом. И прислушивался: не зовет ли на помощь ушедший на бой реальный племянник-рыцарь.
А для Цветаевой нет никакого Карла-короля. И не короля - нет. Не к кому взывать... ВзВывать - не к кому. К Небесам - разве что. Цветаева знала, что помощи не будет: такое же горячее, гордое, деятельное сердце - но - сиротство...
Стихотворение написано в марте 1921 года, Марине было 29 лет, совсем недавно она потеряла младшую дочь - Ирина умерла в приюте от голода.Старшую Марина успела забрать из приюта - но нечем было кормить... В приюте была хоть надежда на казенные дрова да кашу... Уже несколько лет она не имела вестей о муже, воевавшем в Гражданскую на стороне белых, жила в бедности и лишениях. О том, что супруг жив, она узнала только летом 1921.
После этого пронзительного стихотворения.Маяковский писал в 1927 году в поэме "Хорошо" : "... Не на суп, а к любимой в гости Две морковинки несу За зеленый хвостик". Это чтобы не просто кипяток пить, а чай витаминный. Нет морковинки - и просто кипяток. Мы вспомнили, что за обстановка была.И Цветаева пишет о себе, как о рыцаре, том самом, Роланде, гордом герое, который не хотел просить помощи до последних минут - а когда попросил, было поздно. Враги одолели, весь в крови, он стал с огромным трудом и болью дуть в Рог.Его товарищ уговорил призвать короля Карла на помощь, посигналить. Роланд считал это бесчестием для героя. Но ради друга, ради остатков войска - друг взывал: дескать, нас хоть похоронят, волкам не отдадут, - и Роланд стал дуть в Рог.
Цветаева, может, решила бы в гордости погибнуть в чуждой обстановке - но ведь была не одна. Дети...И идет на службу, угнетающую ее. И ездит с мешками за спиной, цепляясь за поручни мерзлых поездов, чтобы выменять вещи на крупу... Она писала о том, что ногти ломались от такого "зацепинга". А рядом в переполненных тамбурах висели ещё отчаянные люди - ни билетов, ни возможностей насытиться - только надежда, да и то не для себя - ради близких... Обо всем этом она писала в дневниках.
"Роландов Рог" - из тех лет...21 год... Ах, да, - 1921... 100 лет назад... В Феодосии, где когда-то летом счастливо жила Цветаева, расстреляли сына Ивана Шмелёва - просто так, вывели из госпиталя, где он был на лечении, и пустили в расход. Сам Шмелев пишет в осенней крымской Алуште "Солнце Мёртвых" - самую страшную книгу в мировой литературе. ( Это не моя мысль. Я, когда прочитала, подумала - самая красивая книга по стилю, по языку. Очень добрая книга. И самая страшная, это правда. Добр Шмелев. Красива его речь. И ужасны реалии: Алушта вымирала от голода. В Ялте больше 1000 человек расстреляли почти в центре, близ водопада Учан-Су - место, известное как Ялтинский Бутовский полигон - там же всех и залили бетоном, и это было. В наше время уже другие поколения крест поставили. А рядом - ласковое море, прекрасные горы... Трудно поверить...)
В прекрасных горах погибало и войско Роланда.Карл - король - услышал призыв, двинулся с подмогой...
В нашем 21 веке философ и практический психолог, известный публицист, автор многих статей и книг Анна Кирьянова в одной из своих лекций обращается к образу рыцаря Роланда.И говорит о том, что надо просить о помощи в трудных ситуациях..На примере баллады о Роланде говорит.Не зря был у рыцаря Рог.
Надо звать на помощь!
Если сомневаешься, или слишком гордый...
Или веришь в себя, а в помощь не веришь...
Или сдрейфить не хочется...Мало ли что.
Но не зря же дан этот Голос - второе Я!
Не зря же у Роланда был Рог - как повествует баллада, "неразлучный Олифан!"
Олифан его звали.
Как часто наши подростки медлят, не могут, не решаются, не желают позвать на помощь...
А ведь мир чутко слушает - не зовет ли неразлучный Олифан?
Король Карл слушает: не зовет ли племянник Роланд?
И вот, наконец, Карл произносит: "Я слышу Олифан!" Король называет рог Роланда по-имени, как живую душу. Карл и войско спешат на помощь...Жаль, что в учебнике выкинуты строки со словами "неразлучный Олифан" - сломан мостик к пониманию глубинных смыслов баллады.С этой ступенькой и семиклассники бы достроили ряд "Рог - воззвание - душа героя - ответ мира". А так - опереться школьникам не на что. Надо читать источник.Впрочем, источники всегда надо читать.И эта баллада, я думаю, должна быть интересна новым поколениям. В учебнике она сокращена до пяти страниц.А на деле десять страниц длятся только после гибели Роланда, и там тоже много всего интересного, жизнь кипит, дела вершатся, французы не скучают, но это, как говорит мой любимый телеведущий, - уже совсем другая история...