Северный полюс. Макушка земли

Северный полюс. Покорение, ледоколы и перспективы

Юрий Клюев

Северный полюс. Макушка земли

Северный полюс. Покорение, ледоколы и перспективы

Макушка земли – неспроста так называют Северный полюс. Точка, движение из которой возможно только на юг. С давних времён он привлекает собой путешественников, исследователей и просто любителей приключений. Он очень долго ждал своих покорителей, аж до начала ХХ века. Первым, был американец Ричард Бэрд, он в 1929 году пролетел на трёхмоторном самолёте Fokker над полюсом, скинув звездно-полосатый флаг и на несколько дней опередив Руаля Амундсена, собиравшегося пролететь над северным полюсом на дирижабле. И «понеслось» – одна, за одной снаряжались экспедиции (Норвегия, Англия, Россия) для изучения и покорения северного полюса.

Но над тем, кто достиг северного полюса первым, до сих пор ведутся споры. Оказывается, что Бэрд не долетел до заветной цели 240 километров, это выяснилось спустя 40 лет после его смерти, благодаря бортовым дневникам Бэрда. Выходит, что настоящие победители – Руаль Амундсен с его командой, на дирижабле, а Бэрд незаслуженно пробыл «воздушным покорителем Северного полюса» целых 70 лет.

Все покорители северного полюса подвергались тяжёлым испытаниям, созданными суровыми и непредсказуемыми погодными условиями, не все вернулись на большую землю, но своей гибелью они увеличивали шансы (прокладывали путь) для последующих исследователей. Советская республика не отказалась от изучения Арктики и продолжила исследования арктических территорий царской России, народы которой ещё в 15-16 веке вели промысел в арктических водах, понимая, что за северным морским путём будущее.

Россия является лидером в освоении северного морского пути и в сфере атомного судостроения. Северный морской путь является важной транспортной артерией и может конкурировать с Суэцким и Панамским каналом.

Прообразом современных ледоколов является русский пароход «Пайлот», сконструированный ещё в 1864 г. Первый в мире ледокол «Ермак», построенный в России в 1898г., был способен преодолевать льды до двух метров толщиной.

Первым морским судном, побывавшем на северном полюсе, стал атомный ледокол «Арктика». Он достиг заветной точки 17 августа 1977 года. Это был первый ледокол на котором были созданы комфортные условия для автономной жизни экипажа.

Первым осуществил круизный рейс для туристов на северный полюс атомоход «Россия» 1990 г. День рождения атомного ледокольного флота отмечают 3 декабря, в этот день 1959 г. на первом в мире атомном ледоколе «Ленин» подняли советский флаг.

Очевидно, что изучение Арктики напрямую зависит от научно технического прогресса, развития науки и техники. Наша планета в совокупности изучена от 4 до 6%, какая доля приходится на Арктический пояс – большой вопрос. Нам известно какие животные, птицы, рыбы обитают в данном регионе. Знаем глубины, толщину и площади покровов льдов. Также людьми разведаны месторождения полезных ископаемых, газа, нефти, марганца, молибдена, хрома, титана, никеля, золота, платины и других редкоземельных элементов. Но, к сожалению, современные технологии не позволяют разрабатывать большинство из них, это связано со сложными погодными условиями, спецификой залегания полезных ископаемых. А раз нельзя взять сегодня, значит, необходимо разрабатывать новые технологии добычи, специализированное оборудование с применением альтернативных источников энергии.

Мороз и вялость несовместимы. Север вызывает в человеке ту самую смелость и решительность, которые никак не проявляются в более тёплом климате.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии 0

Стань частью сообщества Homo Science!

Хочешь оставаться в центре событий?
Зарегистрируйся прямо сейчас