Трасология по следам "Черной кошки"

Мы ходим по знакомым улочкам, ездим в Москву, куда-то путешествовать в другие города, настолько привыкаем к окружающему нас пространству, что не замечаем, что многие обыденные для нас места, здания, памятники могут таить в себе в себе огромную культурную и историческую ценность. И вот, однажды, мне пришлось заниматься памятными местами, памятниками, да не простыми, а лишь теми, которые связаны с деятельностью следственного комитета. Мне пришлось читать литературу, разыскивать памятники, и даже ездить к ним, чтобы сфотографироваться. Это случилось в связи с тем, что я очень хотел поехать в ВДЦ «Океан» и решил поучаствовать в конкурсе следственного комитета «Юный следователь». А для этого я должен был написать эссе на одну из предложенных тем, пройти викторину, написать научно-исследовательскую работу, связанную с памятными местами следственной деятельности. Я провел опрос среди учеников своего класса. В нашем городе много памятников, но никто не знал о памятных местах, связанных со следственной деятельностью. Я поначалу просто «сломал голову» и не представлял, где я буду их искать.

В Москве я нашел бронзовую скульптуру архангела Михаила с надписью у подножия «Московским сыщикам, посвятившим жизни свои благому делу», которая держала щит у левой ноги со словами: «МУР. Уголовный розыск». Расположен памятник был на территории храма Иконы Божией Матери за Петровскими Воротами у главного здания ГУ МВД. Архангел Михаил — покровитель всех воинов, а щит в его руках - символ истории уголовного розыска. Установить памятник погибшим сотрудникам МУРа предложили ветераны столичного угрозыска в 2015 году, предположив, что этот монумент станет местом встреч сыщиков разных поколений. Автор скульптуры — заслуженный художник России Иван Черапкин.

Памятник Московским сыщикам, посвятившим жизни свои благому делу ⭐, Ⓜ Чеховская, 1-й Колобовский пер., 1, стр. 2, Москва, Россия
Источник Из личного архива

Во внутреннем дворе центрального здания Главной военной прокуратуры РФ (ГВП), рядом с метро Фрунзенская, я нашел первый в России памятник «Военным прокурорам и следователям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», открытый в 2018 году. Бронзовая скульптура офицера во фронтовой шинели с погонами капитана юстиции высотою в 2,5 метра установлена на территории военного городка. В правой руке он сжимает автомат ППШ, а левой открывает полевую сумку с процессуальными документами. Памятник- символ доблестного исполнения офицерами военной юстиции своего воинского и профессионального долга на полях сражений Великой Отечественной войны. Автор памятника- народный художник Российской Федерации Владимир Суровцев. Инициаторами создания памятника были ветераны ГВП. Они провели большую работу в архивах и установили, что в ходе Великой Отечественной войны количество убитых, умерших от ран и пропавших без вести работников составило около 2000 человек из 5000 работников прокуратуры. Около 1000 работников военной прокуратуры были удостоены высоких государственных наград за отвагу и личный героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 11 человек получило высокое звание Героя Советского Союза.

Памятник "Военным прокурорам и следователям Великой Отечественной войны 1941—1945 годов"⭐,ⓂФрунзенская, Хользунова пер., д.14, Москва.
Источник Из личного архива

Еще один памятник легендарным героям известного детективного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия" и советского детективного сериала Говорухина "Место встречи изменить нельзя" Жеглову и Шарапову, я нашел у входа в здание столичной полиции на Петровке, 38 в городе Москве. Таких памятников несколько, например, бронзовая скульптура Жеглова и Шарапова установлена в Волгограде. Герои фильма стоят под фонарным столбом, расположенным перед зданием областного управления МВД. Есть такой памятник на Украине в Киеве.

Прототипом двух оперативников Шарапова и Жеглова в жизни было одно лицо- старший оперуполномоченный Московского уголовного розыска со сходной фамилией, Владимир Арапов. Хотя однофамилиц Жеглова, Станислав Жеглов, в МУРе тоже работал, но о нем мало что известно. Сам Арапов говорил, что он больше похож на Жеглова, поэтому и получил прозвище "чёрного полковника" за свой крутой характер. Арапов расследовал нашумевшее дело "банды Ивана Митина", которая терроризировала Москву в 50-е и стала прототипом "Черной кошки". 23-трехлетний Митин был мастером смены оборонного завода № 31 с Орденом Трудового Красного Знамени, а его шайку как раз прозвали «Бандой высокого блондина» из-за его внешности. В банду входило 8 "стахановцев, отличников и спортсменов": сотрудников Красногорского завода имени Зверева, курсантов военных училищ и студента МАИ. Мозгом считался сотрудник оборонного завода №500, который был старше Митина, и давал ему советы. Люди с двойным дном: днем-добропорядочные , а ночью –бандиты! Мытищи в стороне от преступлений этой банды тоже не остались.

Сначала бандой был совершен ряд преступлений, но в единое целое их никто не связывал.1 февраля 1950 года двое неизвестных в Химках застрелили в продуктовом магазине милиционера. Были ограблены 3 промтоварных магазина в разных частях Москвы. 11 марта 1951 года на Ленинградском шоссе в пивной «голубой Дунай» двое посетителей, молодой милиционер, который на свою беду ужинал с женой в ресторане, и заводской рабочий оказали сопротивление «Банде высокого блондина» и были убиты, двое человек получили ранения шальными пулями. Из-за паники совершить ограбление бандитам не удалось. Но через 16 дней они снова напали на Кунцевский торг, находившийся всего в нескольких километрах от дачи Сталина, где убили директора магазина, который бесстрашно защищал свой товар от налетчиков, и похитили в магазине крупную сумму денег. Началась паника. Но милиция не могла установить личности убийц. Бандиты сначала затаились, но в 1952 году застрелили милиционера, который пытался защитить магазин рядом с Ботаническим садом. На их след вышел Владимир Арапов.

В январе 1953 года банда решила ограбить сберкассу в Мытищах и прокололась. Кассирша успела нажать на тревожную кнопку, но так как она издавала громкие звуки, ее тоже убили. После сигнала дежурный отделения милиции сразу позвонил по телефону и спросил: «Это сберкасса?» Взявший трубку бандит не задумываясь ответил: «Нет, это стадион», на что и было обращено внимание. Сопоставив точки налета, Арапов выяснил, что все преступления произошли близко от стадионов: «Динамо», «Мытищи», «Тушино». Сыщик решил, что члены банды –спортсмены и стал посещать спортивные мероприятия. Возле Красногорского стадиона один из преступников (студент МАИ), проявил аттракцион невиданной щедрости: купил бочку пива, начал угощать всех желающих, в том числе и Арапова. На следующий день Арапов вернулся в Красногорск и начал искать компромат на него. Он выяснил, что этот человек выезжал накануне ограбления сберкассы в Мытищах на стадион «Мытищи». След, найденный у сберкассы, совпал со следом обуви бандита. Метод определения по следу того, что было раньше называется трасологией. У студента произвели обыск и нашли деньги из ограбленной сберкассы, а также вышли на всех остальных членов банды: обычных заводских ребят и спортсменов. Вообще, сами оперативники были в шоке от того, что им предоставил Арапов, никто не мог в это поверить! Но доказательства сыщика были неопровержимы! Бандиты признались. Митина приговорили к смертной казни. Остальные члены банды получили до 25 лет. Генерал-майор Арапов ушел из уголовного розыска на преподавательскую работу, так как не смог работать с новым начальством, которое начало внедрять новые методы. Но его 3 сына продолжили дело отца. Владимир Арапов заболел и умер. Памятника ему пока нет. Но фильм и роман увековечили его память хотя бы таким образом. 

Жеглов и В. Шарапов, Ⓜ Чеховская, ул. Петровка, 38, стр. 1, Москва, Россия
Источник Из личного архива
Трасология
Гомеоскопия

Гомеоскопия- это раздел трасологии (определение по следам того, что было раньше), используется как в криминалистике в целях предотвращения и раскрытия преступлений- систематизирует и разрабатывает методы и средства сбора следов человека, также и в археологии. Любой след –это результат воздействия сил давления, трения, сопротивления и движения на участок земли. Преобладание сил давления приводит к возникновения объемного статического следа. Если давление больше силы трения, а остальные силы равны. то получается объемный динамический след. По следам ног можно судить о примерном росте человека, о походке, возрасте, о поле, физических недостатках, о размере обуви и фасоне, скорости и направлении движения человека.

 

1.Найденный след надо сфотографировать по правилам детальной криминалистической съемки (рядом с линейкой).

2. Если след найден в помещении, то переносим след обуви на дактилоскопическую пленку. Частички грунта прилипают к липкой поверхности и с ним можно будет работать.

3. Если след обуви на улице, то первоначально сфотографируем улику, затем сделаем слепок. Берем резиновую чашку, заливаем водой, засыпаем в нее гипс, перемешиваем шпателем до консистенции жидкой сметаны и приступаем к заливке объемного следа гипсом на 1-1.5 см. Затем продольно и поперечно в следу с гипсом размещаем арматуру, в том числе и с биркой. Оставшейся смесью заливаем арматуру. Когда застынет, снимаем след. Кусочки земли не отрываем. След упаковываем в полиэтиленовый пакет. Через сутки смываем землю либо в емкости, либо под струей проточной воды.

 Сейчас используют силиконовую пасту, добавляют контрастный порошок и растворитель. Слепочная масса должна быть жидкой и вязкой. Силиконовая паста застывает за несколько минут. Его можно оторвать от земли, забрать с собой для изучения.

50
0
165 просмотров
165 просмотров
мнения

Никто не комментировал

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий