Ни для кого не секрет, что человек, занимающийся профессионально спортом – совершенно занятой человек. Он постоянно на тренировках, сборах или соревнованиях. То время, которое любой другой может потрать на отдых или развитие ума, он тратит на тренировки и работу над собой, всегда утомляющую, зачастую на износ.
В обществе сложилось мнение, что умный человек и спортсмен – это совершенно разные люди. Либо человек достигает успехов в спорте, либо развивает свой мозг (конечно, это касается не всех, но здесь мы поговорим именно о таких людях).
А может ли спортсмен быть умным? Может ли он заниматься наукой и делать это успешно? Давайте разберемся. Прежде всего, как уже мы говорили выше, профессиональный спортсмен – человек занятой. У него катастрофически мало времени на себя, не говоря уже о занятиях наукой. Но профессиональный спорт – это и грамотная организация своего образа жизни. Чтобы все успевать, приходится заниматься тщательным планированием. Не стоит забывать и о том, что жизнь спортом у спортсмена не заканчивается. Однажды приходится признать, что профессиональный спорт необходимо покинуть (либо по состоянию здоровья, либо по возрасту, либо по какой-либо другой причине), и тогда нужно находить другое занятие.
Нередки случаи, когда спортсмены оканчивают школы с золотыми медалями. Где-то этому способствует самоорганизация, где-то стимулы (родители настаивают, тренеры следят за успеваемостью (да, бывает и такое)), человеку просто легко дается учеба (везет же некоторым).
Умный спортсмен сам знает свои слабые места. Он знает, что с ними нужно и можно бороться. Повторять множество раз ежедневно на протяжении длительного периода одни и те же упражнения – задача, с которой справятся немногие. Человек устает, однообразность надоедает, многие бросают спорт. Добиться успехов помогает самоорганизация и мысленная активность – разбить упражнение на составляющие, проделать их мысленно, понять, где именно загвоздка, определить, что конкретно нужно сделать, чтобы достичь нужного результата, а также, возможно, остановиться вовремя – если понимаешь, что организму срочно нужен отдых.
Не стоит забывать и о "самом умном" виде спорта – шахматах – в котором мозг является основным фактором, позволяющим достичь тех или иных результатов.
После интенсивных спортивных нагрузок требуется "разрядка (ну или зарядка) ума" – хочется сменить вид деятельности. Кто-то берется за книжки, а кто-то начинает вязать (вспомним олимпийского ныряльщика Тома Дейли, который в перерывах между соревнованиями успокаивал нервы спицами).
Занятия спортом увеличивают количество нервных клеток. По крайней мере, это можно с уверенностью сказать о мышах. К такому выводу пришли ученые Калифорнийского института биологических исследований. Мыши, которые были вынуждены вести активную жизнь (чему способствовали исследователи), имели большее количество клеток мозга, чем их братья и сестры, которые спокойно обитали в своих клетках и особо не напрягались.
Регулярные занятия спортом являются хорошим способом профилактики различных болезней, в том числе инфаркта и инсульта. Спортсмены более выносливые и порой лучше справляются в экстремальных условиях. При постоянном движении в организмах спортсменов вырабатывается значительное количество серотонина – это так называемый "гормон менеджера" – он помогает понимать сущность явлений и извлекать их них для себя пользу.
У спортсменов лучше память. Это связано с тем, что за нормальное функционирование памяти отвечают адреналин и норадреналин, а их концентрация при регулярных физических упражнениях сильно увеличивается.
Одного прославленного спортсмена однажды спросили, что нужно для того, чтобы поставить мировой рекорд. Он ответил, что самое главное — это разум. Умный спортсмен всегда сумеет развить в себе нужные качества для рекорда, глупый — никогда.
Таким образом, сказать однозначно, что спортсмен не может быть умным – нельзя. Весь вопрос в умении планировать, работать над собой и стремлении получать новые знания и достигать новых результатов. В таких условиях спортсмен ничем не отличается от любого другого человека. Есть те, у кого масса свободного времени, но никакого желания развиваться, и есть те, у кого этого времени совсем мало, и тогда он будет выискивать способы для саморазвития – находить время между тренировками, во время перерывов, пользоваться любой возможностью для развития не только своих мышц, но и мозга.