Химия, биология, физика — на первый взгляд кажется, что ядерная медицина совмещает в себе знания по самым сложным школьным предметам, но не стоит этого бояться! Сила радиохимии как раз в том, что она работает на стыке наук. Поэтому мы попросили Маргариту Тюпину, начальника лаборатории технологий медицинских изотопов АО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина», объяснить нам, какие препараты они с коллегами создают, и как попасть к ним в лабораторию.
Начнем с основ, что такое радиофармпрепараты?
Радиофармпрепараты (РФП) — химические вещества с фармакологическими свойствами, в составе которых есть радиоактивный элемент, или радионуклид и разрешенные для введения человеку. Задача вещества — доставить препарат в нужный орган, а элемента — помочь диагностировать проблему и/или вылечить. РФП также помогают наблюдать за состоянием органов, тканей и биологических жидкостей.
Они вредят здоровым клеткам?
Радиолог, онколог, радиохимик и биолог — большая команда работает над тем, чтобы РФП не навредили человеку. Они подбирают препарат и дозу, учитывая особенности конкретного пациента. Это если говорить о лечении.
В процессе разработки тоже проделывается огромная работа. Ведь радионуклид необходимо превратить в РФП, который будет накапливаться в больных тканях, не воздействуя на нативные свойства здоровых биомолекул.
Что в будущем?
Сегодня в ядерной медицине, для которой и создаются РФП, стараются объединить два основных направления — диагностику и терапию, — в одно, так называемую тераностику. Это непросто, потому что не так много подходящих радионуклидных пар и химических форм. И сейчас очень важен поиск новых веществ, способных доставить радионуклиды в нужные органы.
На какие школьные предметы делать упор, чтобы заниматься РФП?
На все! Я сама закончила гуманитарную гимназию, но любила химию и черчение. Сегодня, с учетом ЕГЭ и опыта работы, по степени важности: химия, физика, биология, математика, иностранный язык.
Получается, вы работаете на стыке биологии, химии, медицины, еще и ядерной физики? Какую же специальность выбирать в университете?
Вернее будет сказать, что работаю на стыке химии и медицины, а биология и ядерная физика на втором плане. Среди коллег — радиохимик, биотехнолог, физик-ядерщик и химики (неорганик, органик, физхимик, аналитик). Все мы разбираемся в поведении радионуклидов, создании устойчивых соединений с ними и методах их анализа, думаем в одном направлении, но при этом разные специальности помогают в коллективных задачах быстрее находить решения.
Чем занимается ваша лаборатория?
Исследуем получение изотопов, изучаем их возможное применение в рамках ядерной медицины, разрабатываем новые соединения и методы производства РФП на их основе.
Работают ли в вашем научном институте студенты?
Да, конечно. Для студентов это возможность понять, куда они могут применить свои знания, и получить реальный опыт работы с радиоактивностью в коллективе профессионалов. А для института — возможность найти талантливых сотрудников.
Кто или что повлияло на ваше решение заниматься наукой?
Со старших классов школы я хотела получить специальность, которая бы помогала людям. На старших курсах вуза попала на практику в Радиевый институт, в лабораторию А. Е. Мирославова, одного из ведущих специалистов в мире по карбонильной химии технеция. Он стал моим научным руководителем, и я стала участвовать в разработке новых радиофармпрепаратов.
Своевременная диагностика и качественно подобранная терапия — возможность спасти чью-то жизнь. А Радиевый институт — колыбель атомной науки, попав в которую ты остаешься очарован ей как пением сирен и уже не хочешь ее покидать.
О том, куда пойти учиться, чтобы стать радиохимиком, мы спросили у Веры Абелинскайте, руководителя направления проектного офиса по развитию кадрового научного потенциала в ЧУ «Наука и инновации» Госкорпорации «Росатом»:
В ведущих российских вузах есть кафедры радиохимии, которые прицельно готовят студентов с 2-3 курса для работы в радиохимических исследовательских проектах. Такие кафедры есть в СПбГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, УрФУ, СПбГТИ (ТУ) — именно эти вузы мы рекомендуем для поступления и дальнейшего успешного трудоустройства.
В СПбГУ преподают научные сотрудники Радиевого института им. В.Г. Хлопина, а у студентов есть возможность заниматься настоящими исследованиями под их руководством. Тут нужно поступать на направления: «Химия» и «Химическая технология» (бакалавриата), «Фундаментальная и прикладная химия», «Химическая технология материалов современной энергетики» (специалитет).
Можно ли и учиться, и работать?
Конечно! В Росатоме действует специальная программа оплачиваемых стажировок для студентов. Такая стажировка занимает 1-3 дня в неделю в зависимости от графика учебы. После успешного завершения стажёра рекомендуют к трудоустройству в научные организации отрасли.
Ежегодно в Радиевый институт приходит до 10 стажёров, работающих над проектами в области радиоэкологии и радиофармацевтики, присоединяйся к отличной компании! Заявку на стажировку можно подать на сайте https://intern.niirosatom.ru.
Профессия радиохимика – отличный выбор для молодых исследователей, увлеченных химией и мечтающих работать в важнейших для всего человечества областях радиоэкологии и радиофармацевтики.