Цвет — это дар природы. Без него жизнь была бы однотонной, а мир скучным и неинтересным.
Давно принятый медицинский факт, что цвет оказывает сильное влияние на наше психологическое состояние, и как следствие на здоровье. Никогда не замечали, что находясь в помещении с определенной цветовой гаммой, чувствуете себя по-разному?
«Не объяснимое явление!» - скажете Вы?
Одним из направлений психофизики является психофизика цвета. Именно она дает объяснение цвету – как воспринимаемому осознанному зрительному ощущению, изучает взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными мысленными переживаниями.
Почему же тот или иной цвет вызывает у нас определенное эмоциональное состояние? В сегментах сетчатки человеческого глаза есть зрительный пигмент – родопсин. Лучше всего он поглощает световые волны 500 нм, к сравнению, у пигментов разного типа поглощение происходит около 420 нм (цвета синего оттенка), 531 нм (цвета зеленого оттенка) и 558 нм (цвета красного оттенка). Поглощая свет, белковая конформация родопсина терпит изменения, активируя G-белок называемый трансдуцин, он активизирует работу фермента цГМФ - фосфодиэстераза. Таким образом, в клетке снижается концентрация цГМФ, и закрываются натриевые каналы. Так как ионы натрия постоянно удаляются из клетки АТФазой, их содержание внутри клетки быстро уменьшается, что и вызывает гиперполяризацию зрительной мембраны. Вследствие чего фоторецептором выделяется меньшее количество тормозного медиатора глутамата, и в биполярной нервной клетке, вызывая нервные импульсы. Именно поэтому цвета с большими длинами волн оказывают на нас наибольшее влияние.
Например, красный цвет - возбуждающий, согревающий, активный и энергичный, он проникает и активизирует все функции организма: стимулирует нервные центры, заряжает энергией. Он способствует лучшим спортивным достижением. Ведется даже сравнительная статистика в ходе соревнований, спортсмены, одетые в форму красного цвета, чаще становятся победителями. Синий же цвет, наоборот, успокаивает, притормаживает нервную систему организма.
Интересный факт: в древности люди выражали свои чувства, намерения и отношения при помощи цвета своей одежды или выбором определенного цветка с определенным цветом.
В современное же время знания о цвете активно используют в разных сферах деятельности, например, маркетологи при создании баннеров и рекламных роликов, привлекающих наше внимание.
Согласитесь, цвет не только делает нашу жизнь ярче, он показывает нашу индивидуальность!