Основные особенности поэзии Ф.И. Тютчева

Многие воспринимают творчество Тютчева как яркое явление второй половины 19 века. Фёдор Иванович - поэт-философ. Его художественное мышление обращено к вечным темам бытия, его занимают вопросы, решаемые человечеством на протяжении веков и не решённые до сих пор. Основные темы- природа, любовь, история. Однако природа у Тютчева - это не живые картинки, не сменяющие друг друга довольно прорисованные пейзажи. Природа у него- воодушевленная стихия, существующая в вечном противоборстве гармонии и хаоса.
  • Когда Тютчев пишет о любви к конкретной женщине, о сложных, как это и бывает в обычной жизни, отношениях к ней, он приходит к обобщениям всеобщего, вневременного масштаба.
  • Тютчев устремляется к тем повторным моментам исторического процесса, которые позволяют ему ощутить и узреть сокрытые за конкретными событиями могучие силы, отодвигающие пласты сложившихся ситуаций и судеб.
  • Фёдор Иванович творит почти исключительно для себя и , возможно именно поэтому с небрежностью относится к созданным им стихотворениям: теряет лоскутки бумаги, на которых записывает свои строки, практически не занимается правкой первоначальной редакции текстов, никогда не отделывает их, а порой просто сжигает как мусор.
  • Для Тютчева искусство - средство самовыражения, а общение с читателем имело несравненно меньшее значение.
  • В 1826 году Ф.И. Тютчев женится на вдове русского дипломата, баварской аристократке Элеоноре Петерсон, близко общается с натурфилософом Шеллингом, переводит Байрона и немецких поэтов Гёте, Шиллера, Гейне. Всё это расширяет диапазон его лирики, придает ей особую философскую глубину и оттачивает его неповторимый стиль.
  • Стихотворения "денисовского цикла" - уникальное явление не только в любовной лирике , но и в русской литературе в целом. Это протяжённый во времени роман в стихах: это монологи, пронизанные глубоким психологизмом, это незабываемое до Тютчева проникновения в самую глубину странных порой иррациональных чувств и лирического героя и его возлюбленной.
  • Ключевое слово, раскрывающее сущность поэзии Тютчева, понятие "двойственность" . В художественном мире поэта сосуществуют, отрицая и дополняют друг друга, "элизиум теней" и пустая самовлюблённость обыденного существования, хаос и космос, жизнь и смерть, день и ночь, любовь и мучительное чувство вины, природа и человек...
  • Поэтические образы Тютчева получают символический философский смысл, а мысль обретает пластичность и образность воплощения.
  • В лирике Фёдора Ивановича воплощается целостная философская концепция, некоторая доктрина, выстраданная автором,-мы обнаруживаем в ней процесс освоения разнообразных идей общечеловеческого масштаба, постижение тайн бытия.
  • Природа у Тютчева это одухотворенная, могущественная сила, непререкаемое божество, которое объемлет весь мир и вершит его судьбы.
  • В таком истолковании природы появляется пантеизм Тютчева: воистину в его поэзии всё есть Бог, и Бог есть природа.
  • Хронотоп Тютчева в лирике- свидетельство его абсолютной самобытности, выводящий его творчества за рамки традиций русской, да и всемирной литературы его эпохи. Время в тютчевской поэзии - вечность в её неустанной текучести, бесконечном движении; место мироздание, космос, бездны пространств.
  • Такой взгляд на природу определяет и поэтику Тютчева. В его лирике мы обнаруживаем сквозные образы ночи, дня, хаоса, гармонии, море, океана и бездны... Олицетворение в его стихах перерастает из привычного приёма художественной выразительности в средства воплощения его философского взгляда на божественную сущность природы.
  • В созданных им картинах чаще всего отсутствует привычная конкретизация, детализация пейзажа - они перерастают в символы, позволяющие передать выстраданные поэтом мысли о мире и человеке.
  • Идею хаоса в творчестве Тютчева Соловьев В.С. осматривает как ключевую идею, из которой произрастает весь художественный мир тютчевской поэзии.
  • Мотив хаотической первоосновы жизни раскрывается во всей своей мистической мощи во многих произведениях Фёдора Ивановича.
  • Для воплощения проблемы "природы и человека" Тютчев чаще всего прибегает к композиционному параллелизму или композиционной антитезе.
  • Игра переносными значениями слов, выявление их символического значения поистине неисчерпаемы
5
0
53 просмотра
53 просмотра
мнения

Никто не комментировал

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий