Что такое «стресс» ?
СТРЕСС – это состояние, возникающее при действии патологических или чрезвычайных раздражителей и приводящее к напряжению не специфических адаптационных механизмов организма. «Стресс», как термин введен в 1936 году в медицинскую литературу Гансом Селье (канадским эндокринологом австро-венгерского происхождения), который определил понятие стресса, как состояния организма, возникающего при предъявлении к нему любых требований.
С этого и началось моё исследование …
Я решила заняться этим вопросом, так как считаю, что это важно. Считаю, что у людей должно быть больше ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ и антистрессов, а не стрессов.
А присутствует ли стресс в жизни современных детей вообще?
И тем более в школе? Может, его и нет и это всё выдумки журналистов и аптекарей с волшебными пилюлями от всех болезней, которые «от нервов»?
Я провела анкетирование и исследование в пятых и девятых классах нашей школы, предложив ответить на вопросы трех частей Анкеты:
1.Что такое стресс и стрессоустойчивость Пушистиков
2.Антистресс-Комната = Выручай-Комната
3.Ситуации для диагностики стрессоустойчивости (Опросник Субботина С.В.)
Я поняла, что тема стресса и борьбы с ним актуальна и затрагивает практически всех школьников, ведь на вопрос моей анкеты «Испытываете ли вы стресс?» 90% опрошенных ответили «Да».
Спокойствие, только спокойствие
На самом деле, ученые выделяют два вида стресса.
Стресс – хороший и нехороший.
Стресс хороший – позволяет организму справиться с трудной ситуацией, её побороть. Такой стресс помогает выработать в организме нужные вещества, которые будут израсходованы на преодоление трудностей или опасностей.
Стресс нехороший, это та же реакция защиты организма от опасности, но в ситуации, когда опасности на самом деле нет. То есть надуманная самим человеком ситуация. И в таком случае, организм тратит свою энергию в пустую (устает) или вырабатывает вещества для защиты, но которые не могут быть использованы, так как опасности нет. И эти вещества откладываются в организме, что может быть плохо.
Вот пример хорошего стресса. Например, человек лезет на дерево и внезапно ломается одна ветка. Организм сразу реагирует на опасность, у человека возникает стрессовое состояние, возможно, страх,- организм вырабатывает адреналин, что заставляет действовать человека быстро и решительно. Он резко хватается за другую ветку, возможно, держится на одной руке, подтягивается к дереву и преодолевает ситуацию. Тут стресс помог.
Пример стресса нехорошего, это, когда ученик ждет контрольную и волнуется. Хотя он мог бы потратить энергию на подготовку к работе и быть спокойным. Бывает и другая ситуация, когда ученик хорошо готов к контрольной, но всё равно переживает попусту. У него возникает стресс из-за надуманной проблемы, что он не готов. Энергию на подготовку он не тратит, так как уже подготовлен, а потратить её некуда. И такая ситуация может привести, например к слезам или резкой реакции на окружающих (раздражению).
В моей Анкете я просила учеников привести свои примеры Синонимы и Антонимы к слову стресс и получила довольно интересные результаты. Ниже приведу примеры, с чем ассоциируется стресс у учеников нашей школы.
Синонимы: (из словарей) перенапряжение, шок, напряжение, дистресс, накал, нервотрепка; (из Анкет) гнев, раздражение, полное сумасшествие, нервы, беспокойство, волнение, понедельник, негатив, не комфорт, тревожное состояние, напряжение, депрессия, переживание, страх, боязнь, паранойя, музыкальная школа, весна, недопонимание, ужас, паника, истерика.
Антонимы: (из словарей) расслабление, антистресс; (из Анкет) расслабление, спокойствие, антистресс, энергия, счастье, каникулы, комфорт, когда не волнуешься, свобода, отдых, позитивность, веселье, лето, мама, сестра и брат, музыка, одноклассники, хорошее настроение, радость тра-ля-ля.
Это невероятно!
Для некоторых учеников синонимом слова Стресс может быть даже какая-то вещь или «понедельник», а антонимом что-то положительное и родное – «весна», «мама». Бывает и так, что одно и то же слово может быть синонимом и антонимом стресса, например «музыкальная школа».
Одаренные учащиеся
В работах психологов Санкт-Петербургского Государственного Университета рассматриваются вопросы выявления и сопровождения в учебе Одаренных учащихся.
По сути, все ученики одарены, нужно лишь выяснить в какой области и развиваться в этом направлении. Бывает, что стрессы мешают ученику проявить себя лучшим образом.
Например, от некоторых учеников родители могут потребовать успехов в математике, когда он больше одарен в музыке. Что может послужить источником стресса. Иные ученики думают, что они выучили урок астрономии на отлично, хотя не повторили созвездия и удивлены получая низкую оценку, при этом испытывая стресс. Первопричина кроется в неверной оценке школьником своих сил и всей ситуации в начале. В то же время, он может внимательно разобрать причины, по которым он попал в это положение, исправить их и в дальнейшем уверенно сдать на отличную оценку.
Похожая ситуация в спорте, когда тренер после соревнований указывает молодому спортсмену на его ошибку не для того, что бы расстроить или поругать его, а для тренировки и обучения. Что бы спортсмен, взглянув со стороны на себя, смог улучшить результаты.
Как возникает стресс у учеников и как с ним бороться
Некоторые примеры возникновения стресса у учеников мы уже разобрали. Теперь приведем примеры стрессов, которые описывают сами ученики, и кратко проанализируем результаты.
Из Графика №1 видно, что больше чем у половины учеников появляется стресс, когда что-то не получается. Значит, что бы избавиться от него, нужно больше времени уделить тренировке в той области, которая не получается, обучению, общению с теми, у кого это дело получается лучше. И стресс пропадет, так как всё будет получаться.
Меньше половины опрошенных школьников беспокоит какой-то человек. Что бы в этом разобраться, нужно понять, как ученик взаимодействует с источником стресса. Скорее всего, нужно научиться коммуникации с другим человеком. Некоторым мальчикам трудно общаться с девочками и наоборот, в этом помогают клубы по интересам (живой уголок, моделирование и другие) или совместные спортивные игры (волейбол, теннис и другие).
Так же немного беспокоят и вызывают у учеников стресс оценки. Вот интересно хорошие или плохие оценки :))) не уточнила. Про это мы уже говорили, что необходимо повторять задания и проверять себя, готовясь к уроку или контрольной, тогда оценки будут только хорошими. Либо относиться к плохой оценке, как к помощи и указанию на задания, которые нужно ещё раз потренировать, повторить для желаемого результата.
Несколько опрошенных ответили, что стресс вызывает долгое отсутствие еды. В этом может помочь, например, перекус с собой в школе, бутерброд или шоколадка.
Кстати, в литературе много примеров удачной борьбы со стрессами детей. Например, всем известный Карлсон никогда не унывал и помогал справиться со стрессами Малышу. А Том Сойер всегда находил выход из сложных ситуаций. В этом им помогал оптимизм и смекалка.
Правильное питание, привычки, спорт, сон
Конечно же, снижает количество стрессов – правильное питание, хорошие привычки, занятия спортом и здоровый сон.
«В здоровом теле - здоровый дух.»
При хорошем питании человек себя чувствует хорошо и доволен, нет чувства голода и переживаний «где взять еду». Если питание сбалансировано и человек занимается спортом, то выглядит он отлично, бодр и весел, какой уж тут стресс.
Некоторые люди, даже в пожилом возрасте продолжают заниматься спортом и проводить закаливающие процедуры, один из примеров прошлого – Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.
Стрессоустойчивость пушистиков и… одноклассников
По моему опросу 90% учеников испытывает стресс.
Девочки чаще испытывают стресс, чем мальчики.
В среднем за месяц стрессовое состояние у учеников бывает 10 раз.
Проводя опрос среди учеников по методу С.В. Субботина, я выяснила, что в школе преобладает Средняя степень устойчивости к стрессу.
Продолжая фразу: «У меня стресс…» встречались такие ответы: когда я сдаю экзамен; потому что была контрольная работа; когда я выступаю; когда я не понимаю новую тему; когда я приезжаю домой; я иду на тренировку; из-за зимы; когда я одна без друзей; когда забирают гаджеты; когда вся работа на смарку.
Предложения по Выручай Комнате
Я подумала, что же может помочь ученикам справиться со стрессом в школьной среде? Ведь школа во всем помогает детям. «Дома и стены помогают», подумала я и вспомнила одну историю из сказки о волшебнике Гарри Поттере. Когда ученикам было трудно, у них появлялась Выручай Комната, где было всё необходимое.
Я предложила ученикам, что Антистресс Комната в нашей школе, это может быть Выручай Комната, и спросила, что может в ней быть необходимого.
Все 100% опрошенных учеников поддержали идею создания Выручай Комнаты в школе.
В среднем в Выручай Комнате школьники хотели бы проводить 20-30 минут в день.
Время для этого либо в определенные дни (понедельник, пятница, либо на переменах или на большой перемене).
С друзьями, подругами или наоборот в одиночестве (примерно пополам разделились ответы).
Стрессоустойчивость пушистиков в школьной среде.
Выводы: не всегда стоит бороться со стрессами, стрессы выполняют как положительную, так и отрицательную роль в жизни школьников. Нужно различать хорошие стрессы и нехорошие. Хорошие стрессы помогают справляться с трудностями. Нехорошие стрессы мешают и их нужно либо превращать в хорошие, то есть понимать, почему стресс возник и искать решение. Либо не подвергаться этому нехорошему стрессу, то есть спокойнее реагировать на ситуацию.
При анализе, того, что снимает стресс в школьной среде, наиболее распространенный ответ был – Живой уголок с Пушистиками. А это значит, что самыми стрессоустойчивыми в школьной среде являются сами Пушистики, они помогают другим ученикам снимать стресс, да и сами для себя уже Пушистики!
Список использованных источников и литературы
Тамбовцева Е.К., Стрессоустойчивость в школьной среде. – Ученическое Научно-Исследовательское Общество, Школьная научно-практическая конференция учащихся «Движение мысли», Материалы конференции ГБОУ школа № 639 с углубленным изучением иностранных языков, Санкт-Петербург, 2019, С.1-16.
http://www.school639.spb.ru/school/unio.html
Анцупов А.Я., Как избавиться от стресса. – Москва: Издательство «Проспект», 2015, - 219 с.
Даринская Л.А., Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся. – Санкт-Петербург: Издательство «Санкт-Петербургского Государственного Университета», 2017, - 124 с.
Швальбе Б., Швальбе Х., Личность, карьера, успех. – Санкт-Петербург: Издательство «Прогресс», 1993, - 240 с.
Грейс Н.Е., Записки миллионера. – Санкт-Петербург: Издательство «Питер Пресс», 2007, - 96 с.
Грейс Н.Е., Работа, деньги и любовь. – Санкт-Петербург: Издательство «ИПК «Бионт», 2007, - 99 с.
Харламенкова Н.Е., Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности. – Москва: Издательство «Издательство психологии РАН», 2017, - 344 с.
Стоссел С., Век тревожности. Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя. – Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2016, - 464 с.
Кулакова С.А., Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2007, - 294 с.
Лакосина Н.Д., Трунова М.М., Неврозы, невротические развития личности. Клиника и лечение. – Москва: Издательство «Медицина», 1994, - 192 с.