История и историзм Дмитрия Борисовича Кедрина в его творчестве и судьбе

Литературный историзм- принцип похода к литературе, как изменяющейся и развивающейся во времени. Рассмотрим его на примере творчества моего земляка Дмитрия Борисовича Кедрина, памятник которому установлен у нас в Мытищах в сквере около библиотеки, носящей его имя, на улице Летной, почти напротив Ледового Дворца «Арена Мытищи».

Прежде, чем изучать историзм творчества Кедрина, неплохо бы было ознакомиться с его личной историей и посмотреть на нее сквозь призму исторических событий того времени, в котором жил и творил Кедрин, которое наложило отпечаток на его творчество, на его взгляды и жизнь в целом. Ведь он был личностью в литературном мире , авторитетом и учителем для молодых поэтов.

Биография.

Дмитрий Кедрин родился на Богодуховском руднике в Донбассе в 1907 году, был внебрачным ребенком. Дед по линии матери был вельможный пан. Ребенок был усыновлен мужем сестры матери Дмитрия, который работал счетоводом на железной дороге, дал свою фамилию и отчество мальчику. Дмитрий рано осиротел. После смерти его приемного отца, воспитание перешло в руки трех женщин: бабушки, матери и тёти. Семья переехала в Екатеринославль (ныне город Днепр). Кедрин учился в Коммерческом училище. По пути в Коммерческое училище он проходил мимо бронзового памятника А.С. Пушкину. «От памятника Пушкину у меня всегда начинается искусство», – говорил Кедрин. Дмитрий пережил революцию. Екатеринославль был полностью разгромлен деникинской армией в 1919 году, которая представлялась позднее в его стихах в образе пьяного белогвардейского офицера с наганом. Тайна о его рождении открылась ему после смерти родной матери от тифа в 1919 году. Сам он тоже заболел тифом, но выздоровел, потеряв зрение. Техникум путей сообщения Кедрин не окончил из-за слабости зрения, оно упало до минус 17. В комсомол его не приняли из-за его благородного происхождения, но Кедрина можно назвать и комсомольским поэтом, не сомневающимся в линии партии. Он положительно воспринял революцию.

В 1924 г. он начал работать в редакции газеты «Грядущая смена» в Екатеринославле. Затем стал участником группы «Молодая кузница», печатал в издававшемся ей альманахе свои стихи, публиковался в «Комсомольской правде» и в журнале «Прожектор», писал о жизни людей рабочего класса. Мальчик выглядел очень интеллигентным, беззащитным и неуверенным в себе.

       Дмитрий просидел в тюрьме полтора года, арестованный по статье «за недоносительство» в 1929 году. Его знакомый получил от своего отца, деникинского генерала, посылку из Чехословакии с модными вещами и похвастался друзьям. Затем Дмитрия арестовали, а вместе с ним и тех, кто присутствовал при показе вещей. От Кедрина отвернулись друзья, потому что «невиноватых не сажают». Теперь в своей анкете кроме дворянского происхождения он должен был указывать и судимость В дневнике того времени сделана запись: «Всегда был один… Умру один». Со своей будущей женой он познакомился в 19 лет и женился на ней через 4 года, когда ей исполнился 21 год. Они прожили вместе 15 лет. Она стала ему верным другом, звали ее также, как и его приемную мать, Людмилой Ивановной. Она про себя сразу назвала его принцем. «Он был вежлив, скромен, интеллигентен, деликатен и образован, но мнителен и раним, отрешён от окружающей жизни и совершенно беспомощен в быту. А самое главное – безмерно талантлив как поэт», – писал о нем А. Ратнер. «Дворянские корни» Дмитрия давали о себе знать. Его называли талантливым неудачником.

       Приехал он в Подмосковье с женой и приемной матерью в 1931 году. Кедрин с 1931 по 1934 год ежедневно ездил на электричке из поселка Черкизово соседнего Пушкинского района на Мытищинский вагоностроительный завод (МВЗ). Он работал там корреспондентом заводской многотиражки «Кузница». Он обучал молодых поэтов, работающих вместе с ним. Сейчас на стене завода "Метровагонмаш" установлена мемориальная доска Д.Б. Кедрину.В 1934 году у него родилась дочь Светлана. А в 1941 году-сын, который утонул в реке в 1948 году.

      С 1934 года Кедрин работал внештатным редактором Гослитиздата и литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». 

Из-за плохого зрения Кедрин был освобожден от армии. Эвакуироваться его семья не смогла. Просидев два дня на Казанском вокзале в ожидании поезда и наконец-то дождавшись его, положив свои вещи в поезд, он с женой бросились за детьми и бабушкой на вокзал. Но двери на платформу закрылись и поезд с вещами ушел, в том числе и с рукописями Кедрина. Семьей было принято решение вернуться обратно в Черкизово. Бомбили их местность часто, так как рядом располагалась наша разведбаза. Кедрин старался помогать соей стране, как мог: дежурил во время ночных налетов, рыл бомбоубежища, ловил вражеских парашютистов.  Поэт добился в 1943 году назначения его на Северо-Западный фронт и работал поэтом в газете 6-ой воздушной армии «Сокол Родины» по великому блату. За время службы, которой он очень гордился, он опубликовал более 100 стихотворений.  В 1943 году он был награждён медалью «За боевые заслуги». После увольнения из армии на него нахлынуло чувство ненужности.

18.09.1945 года Кедрин в последний раз проехал на московской электричке через Мытищи с платформы Тарасовская до Москвы для получения литературного гонорара. Жена так и не дождалась его. У Кедрина в этот день была еще встреча в баре на улице Горького напротив памятника Пушкину с поэтом и переводчиком Михаилом Зенкевичем. Затем Кедрин сел в трамвай, направлявшийся к площади трех вокзалов, и больше его никто уже не видел. Тело Кедрина было обнаружено на следующий день в куче угольного шлака около платформы Вешняки, что говорило о том, что сел он на электричку не с Ярославского, а с Казанского вокзала. В этом направлении жил другой поэт, с которым Кедрин также собирался встретиться. Кедрин был выброшен или выпал на ходу поезда, получив смертельные травмы. Зенкевич рассказал, что в баре к ним подходил несколько раз верзила и просил перекурить. Назойливый тип увязался за Кедриным и вскочил в тот же вагон трамвая. Следствие по делу ни к чему не привело. Оно велось халтурно. Жене Кедрина на просьбы расследовать убийство ответили, чтоб она занималась воспитанием детей и не лезла не в свои дела. Версия об ограблении вскоре тоже отпала, так как жене передали все его документы, письмо в правительство с просьбой предоставить ему жилплощадь и отказ в ней, гонорар за перевод, кусок янтаря, который поэт всегда носил с собой на счастье. Вот таким странным образом жизнь и смерть поэта оказались связаны с железной дорогой. Загадочное рождение, загадочная смерть…Такая судба…

      Были еще некоторые факты, которые наводили на мысль, что убийство Кедрина было не случайным. За несколько месяцев до гибели ему предложил быть секретным сотрудником (осведомителем) «органов» друг, получивший важную должность на Украине, но был сброшен Кедриным с крыльца. Другой друг пообещал ему, что он пожалеет об этом. За три дня до смерти его пыталась столкнуть под колеса прибывающей электрички на Ярославском вокзале группа молодых людей. Но женщины на вокзале защитили его. А в 60-х годах появилась еще одна версия. Тогда в редакцию Мытищинской районной газеты пришло письмо от бывшего узника ГУЛАГА, который сообщил, что он находился вместе с поэтом в одном лагере, и тот умер в 1946 или в 1947 году. Жена Кедрина отнеслась к этой информации с недоверием, хотя гроб из морга привезли закрытым, а ей показали фото сильно изуродованного человека, в котором Кедрин угадывался. Она уже привыкла ездить на его могилу на Введенское кладбище. Эту информацию она посчитала ложной.

Мемориальная доска на ул. Колонцова г. Мытищи (МВЗ)
Источник Интернет-источник
Библиотека им. Кедрина г. Мытищи
Источник Интернет-источник
Могила Д. Кедрина на Введеновском кладбище г. Москва
Источник Интернет-источник

Слово «история» происходит от греческого «historia», что означает «исследование». Обращаясь к исторической теме, Кедрин проводит исследовательскую работу по изучению событий прошлых лет. Он превращает исторические факты в живую поэзию, перемещая своих вымышленных героев в ту историческую эпоху, о которой рассказывает читателю простым поэтическим языком. Да, такие факты, о которых пишет Кедрин, могли бы иметь место в то время. При работе над своими историческими поэмами Кедрину приходилось изучать исторические источники, литературу о Москве, о зодчих, о строительных материалах того времени, технологию кладки, ездить по историческим местам. Он полностью погружался в описываемое им время и через призму прошлого пытался осознать настоящее. Исторические стихи, поэмы, баллады занимали главное место в творчестве Д. Кедрина. Я считаю, что писать такие произведения гораздо сложнее, чем просто написать стих о природе, о своих чувствах или на память другу. Очень много надо знать. Очень много усилий надо приложить для создания правдоподобности происходящего, чтобы читатель поверил, что так оно и было в то время.

   Само время, в которое творил поэт, было непростым. Оно накладывало отпечаток на его творчество, на его взгляды и жизнь в целом.

В тридцатые годы его поражала двойная жизнь: вокруг гигантские стройки, всеобщий подъем труда, энтузиазм, первомайские демонстрации, парады, любовь к Сталину, вера в победу социализма во всем мире, а с другой стороны ночные аресты, доносительство, несвобода творчества, процессы над врагами народа, которые еще вчера были героями… Свободомыслие преследовалось. Несмотря на это, будучи человеком скромным, интеллигентным, он проявлял удивительную смелось, отдавая некоторые свои стихи в печать. Но может поэтому его стихи в ту пору мало печатались. Он писал:

У поэтов жребий странен,

Слабый сильного теснит.

Заболоцкий безымянен,

 Безыменский именит.

  Кедрин был по характеру стойким, имеющим стержень, переносящим невзгоды. Слыл Кедрин таланливым неудачником.

В сороковые годы историческая роль поэтов, сумевших сохранить и разнообразить традиции своих предшественников, велика. И в этом есть прямая заслуга Кедрина. Творчество Кедрина при жизни не получило должной оценки. Но его роль в истории оказалась значительно больше со временем, чем казалась это ранее. Основой кедринской поэзии является гуманизм. В те времена существовала репрессивно-бюрократическая система. Личность человека складывается иногда не благодаря сложившимся условиям, но и вопреки им. Примером являются исторические поэмы Кедрина "Зодчие", "Конь", "Песня про Алену-Старицу", драма "Рембрандт". Кедрин в своих исторических произведениях приходил к выводу о реальной возможности человека противостоять злой воле и бороться с ней. Его герои обретают нравственную свободу благодаря доверию, которое рождает огромную духовную силу, поднимающую их до высокого уровня. Кедрин в своих произведениях прославляет уже не прославленных личностей, а безымянных и никому неизвестных: "владимирских зодчих", Алену-Старицу, а не Степана Разина и прочих. Кедрин описывает "жизнь простого человека» под «углом» истории. В его произведениях переплетается единство историзма и гуманизма, тема творчества и красоты. Они поражают читателя широтой горизонта и богатством мысли, разнообразием жанров и тем.

Остановимся на его произведении «Зодчие», которое было напечатано в 1938 году в журнале «Красная новь». Произведение сильно привлекло к себе внимание. Но не всегда это внимание было почтительным. Кедрина критиковали за историзм. Критики писали, что он просто пересказал предание. Некоторые называли его историком, а не поэтом. Советский поэт Степан Щипачев сказал: «Среди поэтов Д. Кедрин, - пожалуй, единственный (по преимуществу) поэт-историк».

В «Зодчих» речь идет о строительстве с 1555 по 1561 г. Собора покрова пресвятой Богородицы, что на Рву, а в народе –Собора или храма Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве. 

Существует несколько исторических версий строительства этого храма.

Версия 1 сомнительная. Архитектором храма был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.

Версия 2. В летописи, найденной в архиве Румянцевского музея, обнаружилась запись о том, что «бог даровал» Ивану Грозному двух мастеров по прозвищу Постник и Барма или архитекторами были Барма с товарищами.

Версия 3, не нашедшая пока документального подтверждения. Собор был построен неизвестным западноевропейским итальянским мастером, поэтому архитектура собора имеет неповторимый стиль сочетания русского и европейского зодчества эпохи Возрождения.

Барма и Постник согласно легенде, впервые рассказанной послом в 17 веке, были ослеплены по приказу царя Ивана Грозного, чтобы не смогли построить такого же храма. Правда, храм он назвал «иерусалимским». Постник не мог быть ослеплен, так как участвовал в строительстве Казанского Кремля. По другой версии на Постника повлияла восточная архитектура и он дал понять татарам, что крестившись, они найдут себя и в православии. Существует еще легенда, по которой царь посадил зодчего в тюрьму, так как он похвастался, что построит храм еще лучше. По другой легенде деньги на храм собирал Василий Блаженный. Еще по другой версии Покровский собор символизирует Небесный Иерусалим, что стоят несколько храмов на одном фундаменте и представляют собой «град обетованный». Окраску куполов храма объясняют сном блаженного Андрея Юродивого, которому приснились сады с плодами.

 

Кедрин просто взял легенду и вдохнул в нее свое понимание и немного видоизменил. Например, зодчие у него не псковские, а владимирские. Монах Андрей Рублев умер за 100 лет до построения храма. Однако, он упомянут в тексте «Зодчих» вероятно для того, чтобы вобрать в себя все лучшее, чего мог бы достичь народ в своем творчестве (Андрей Рублев- известная многим личность):

Живописной артелью

Монаха Андрея Рублева

Изукрашен зело

Византийским суровым письмом.

Поэт использует определенный словарный запас того времени. Смерды - люди низкого сословия, не имеющие права голоса. Лобное место- это место для оглашения приказов. Плаха – помост, на котором казнили преступников. Кедрина не смущают мелкие исторические неточности. Ему более важно передать дух времени для читателя. И исторический факт для Кедрина- это толчок для передачи этих событий.

Воплощением зла в «Зодчих» Кедрина является царь Иван Грозный. На самом деле Иван грозный имел несдержанный характер: мог плетью ударить собеседника во время разговора, если ему что-то не нравилось или дать приказ изрубить слона, который не хотел вставать перед ним на колени. Но в данном случае вина царя Ивана Грозного не доказана, так ка реально не доказано, что он давал такой приказ.

Кедрин подчеркивает величие народа, который живет своей жизнью. но и способен на творчество, умудряется создавать такие прекрасные шедевры, как храм Василия Блаженного.

   Записные книжки 1944-1945 г. раскрывают сложный поэтический мир поэта. В своих произведениях он рассказывает о женщинах с трагической судьбой. Ближайшие творческие планы его остались не реализованными. Он собирался писать об Андрее Рублёве, о Семилетней войне, о царствовании Елизаветы, о воссоединении Украины с Россией. Была у него в замыслах еще и поэма о комсомольцах Краснодона. Его трагическая неожиданная смерть не дала сказать ему самого главного, к чему он шел в своем творчестве. «Его огромный интерес к историческому прошлому, его зоркая любовь к настоящему, его умение делать в поэзии все, его золотые руки мастера - все это уже созрело для того, чтобы создан был шедевр, глубоко отражающий облик нашего времени, его времени, великого и страшного, ясного и полного противоречий», -так высказался о нем русский советский поэт, прозаик, драматург и теоретик стиха Илья Львович Сельвинский. Творчество Кедрина оказало заметное влияние на творчество других поэтов. Кедрин был любимым поэтом Николаем Михайловичем Рубцова, который написал свое стихотворение «Памяти Дмитрия Кедрина». Есть какая-то взаимосвязь в лирике обоих трагически погибших поэтов. Без "Зодчих" не было бы "Мастеров" Андрея Вознесенского, не было бы и фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублев" и многого другого. Кедрина можно было бы назвать учеником Александра Пушкина по отношению к историческому материалу.

     

Строительство собора Покрова Пресвятой Богородицы. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в
Источник Интернет-источник

Кедрин проявлял явный интерес к образу Аттилы — жестокого завоевателя, правителя гуннов в 434-453 годах, который создал за 20 лет большую империю, прославившись беспощадными походами. В поэме «Свадьба» Кедрин нарисовал свой образ Аттилы, собрав в нем все отрицательные качества (внешность, плохие манеры поведения) и пороки (пьянство, обжорство, многобрачие, убийства мирных людей его армией). В воображении читателя вырисовывается эдакое чудовище, что соответствует образу кедринского Аттилы. Кедрин давал героям свою личную оценку, наделял их воображаемыми качествами. Ведь на самом деле Аттила в истории прославился как гениальный полководец, которого победили только один раз. Историки наделяют его как положительными, так и отрицательными качествами. Аттила никогда не был ранен в боях, судьба преподнесла ему другую смерть. Он жил, как говорят, «на полную катушку». Ведь Аттила был одним из самых могущественных правителей, и сила мирового господства гуннов после его смерти угасла.

Картина Мора Тана «Пир Атт
Источник Интернет-источник
Аттила попирает Италию и Искусства. Детали» Делакруа
Источник Интернет-источник

Кедрин является символом литературной жизни Подмосковья, в частности Мытищ. Дмитрия Кедрина помнят и любят в Мытищах. Именно с МВЗ началось его литературное творчество, он много писал, занимался с начинающими поэтами. Литературное объединение было организовано в 1946 году, с 1967 года стало носить его имя. Участников объединения называют «кедринцами». В 1995 году Союзом писателей России и решением местной администрации была учреждена ежегодная литературно-художественная премия имени Д. Кедрина, названная именем его главной поэмы «Зодчий». Каждый год перед днем рождения поэта проводятся Кедринские чтения, на которых вспоминают в свое время непризнанного, но все-таки любимого многими поэта. Чудесные песни сложены на его стихи.

[1] Второй съезд сов. писателей». Стенографический отчёт М. , Сов. писатель, 1956, стр. 136; цитируется по книге Г. Красухина, стр. 77

[2] В. Ключевский – собрание сочинений в восьми томах. Том первый, стр. 109

9
0
44 просмотра
44 просмотра
мнения

Никто не комментировал

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий