Звукоцветовые соответствия на примере произведений А.К. Толстого

Вы, наверное, удивитесь, как я когда-то, но каждое стихотворение воспринимается в разных цветах, по-разному, его и можно записать разноцветно. Для этого используется цветопись- это передача цвета языком художественного произведения. С помощью цветописи поэт может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами.

Давно было замечено свойства звуков вызывать цветовые образы. Я был в доме-музее выдающегося композитора А.Н Скрябина и нам рассказывали о том, что он видел музыкальные звуки в цвете. На это основана цветомузыка. Но есть свидетельство о том, гласные звуки тоже воспринимаются в цвете. А.П. Журавлев в своей книге "Смысл и звук" описал теорию звукоцветовых соответствий, стихотворение В. Шапиро ей соответствует:

Стихотворение В. Шапиро:

Я вижу яркий свет, когда кричат,

Я слышу крик, свет яркий созерцая.

Все звуки светятся, и все цвета звучат.

И ныне я их тайны раскрываю.

А - красная рубаха палача,

А - ахает толпа, на казнь взирая.

Ы - чёрный бык, мычащий по ночам,

О - осень, крона клёна золотая.

Е - это свежесть молодого лета.

Зелёный переплёт Есенина и Фета.

И - птичий свист над синею рекой.

У - это грустный свет её зелёно-синих

Очей её, глубоких, как пучина.

У - это гулкий цвет волны морской.

Рембо А. — Гласные. (перевод Е.Г. Бекетовой)

А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый.

О — синий: тайну их скажу я в свой черед,

А — бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е — белизна холстов, палаток и тумана.

Блеск горных родников и хрупких опахал!

И — пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У — трепетная рябь зеленых волн широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов в тиши небес пространной —

О — дивных глаз ее лиловые лучи.

Французский поэт-экспериментатор А. Рембо написал сонет «Гласные», в которых он по-своему раскрасил гласные. Его называют синестетиком - это когда раздражение в одной сенсорной системе ведет к отклику в другой. В своих работах о цветописи упоминали французский языковед К. Нироп, немецкий лингвист А. Шлегель. А существуют ли какие-нибудь более строгие соответствия? Способность воспринимать цвет звука сугубо индивидуальная, зависит от воображения человека. В науке явление существует тогда, когда его можно воспроизвести путем эксперимента или методом наблюдения или вычислить.

Часто для выражения образа поэты используют цветовые эпитеты – образное определение предмета с использованием прилагательного, обозначающего цвет. «Цветопись» – использование в поэтическом творчестве «цветовых» эпитетов. В нижеприведенном отрывке -цвет темно-голубой.

Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые?

Оказывается, есть специальная компьютерная программа для определения цветовой гаммы стихотворений «Звукоцвет» на сайте http://zvukocvet.ru

Давайте рассмотрим цветопись на основе стихотворений Алексея Константиновича Толстого, которого часто путают с однофамильцами: «сиятельным крестьянином» Львом Николаевичем Толстым и «советским графом» Алексеем Николаевичем Толстым.

Отрывок из стихотворения А.К. Толстого "Колокольчики"
Источник Сформирована программой Звукоцвет
Отрывок из стихотворения А.К. Толстого "Меня, во мраке и в пыли"
Источник Сформирована программой Звукоцвет
Отрывок из стихотворения А.К. Толстого "Коль любить так без рассудку"
Источник Сформирована программой Звукоцвет

Интересно познакомиться и с биографией самого автора этих популярных стихотворений. Родился Алексей Константинович в 1817г. в семье графа Константина Петровича и незаконнорожденной дочери графа Разумовского. Родители развелись, когда Алексею было 6 месяцев от рождения. Раннее детство его прошло в Черниговской губернии в имении дяди в селе Погорельцы Сосницкого уезда. Алексей получил домашнее образование. С детства жил в роскоши, был слишком избалованным. Алексей в 6 лет выучился читать, и начал писать стихи на французском языке. Приходился Алексей троюродным братом известному писателю Льву Николаевичу Толстому, был правнуком последнего гетмана войска Запорожского, Президента Российской Академии наук Кирилла Разумовского. Образование и связи пришли к Алексею от дяди по материнской линии А. Перовского (псевдоним Погорельский), которого мы знаем по сказке «Чёрная курица, или Подземные жители». Эту сказку он и написал для своего 10-летнего племянника Алексея Толстого, так как сам и занимался воспитанием мальчика, вместо отца. В 1826 г. по рекомендации Жуковского он становится «товарищем для игр» будущего императора Александра II, вместе с которым в 1838 г. ездит на озеро Комо в Италию, где ему очень понравилось. Толстой ездил за границу с 10-летнего возраста. В Германии познакомился с Гете. Алексей Константинович Толстой был любитель с детства играть в карты. Умел он разгибать подковы и пальцем вгонять гвозди в стену, закручивал алюминиевые ложки и вилки. Он всю жизнь пытался отыскать смысл жизни. И только в зрелом возрасте отыскал его- это добро.

    Увлекался он мистицизмом и спиритизмом, т.е. вызывал духов, и с помощью спиритических сеансов с ними общался. Он очень любил охотиться на медведя с рогатиной. Был очень сильным и смелым.

       В 1834 г. Толстой стал работать в Московском главном архиве Министерства иностранных дел, а в зрелые годы - в канцелярии Его Императорского Величества, хотя с детства хотел стать писателем. Но поменять службу на писчую работы считалось тогда делом несерьезным. Государственная служба ему была противна, но чтобы не расстраивать маму, он работал. Хотя он был приближен ко двору, он не старался получить какую-нибудь работу, а уже хотел больше заниматься творчеством. Получает образование в Московском императорском Университете и сдает экзамен на чиновника I разряда. С 25 лет произведения Толстого начали печатать. А стихи его вышли в свет, когда ему было уже 38 лет. В 1840 г. вел жизнь светского человека. Слыл шутником и проказником. Он был противником репрессий

      Первые чувства возникли к Елене Мещерской, мать не дала разрешения на брак.

       Познакомился Толстой А.К. с бывшей женой Софьей в Большом театре вместе с Тургеневым. Она была в маске на маскараде и заинтриговала Тургенева. На второе свидание он взял с собой молчаливого А.К. Толстого. И когда она сняла маску, Тургенев был полностью разочарован и написал:

«Что же я тогда увидел?… Лицо чухонского солдата в юбке!»

А вот Толстому она, наоборот, понравилась, потому что имела красивую фигуру, и он написал:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Потом эти строки были положены на романс Чайковского.

       Алексей закрутил роман с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер. У нее уже была дочь от князя Вяземского, который не захотел на ней жениться из-за низкого происхождения и был вызван за это на дуэль братом Софьи. Брат был убит на дуэли. А дочь Софья записала на другого брата и воспитывала ее как племянницу. Родители выдали ее замуж за ротмистра Миллера, двоюродного брата Тютчева. Но брак был фиктивный, она часто уезжала с баллов с симпатичными мужчинами.

      Во время Крымской войны Толстой пытался создать ополчение. Но сам в военных действиях не участвовал. потому что заболел тифом. К нему приехала Софья, выхаживала его и кормила из ложечки.

      Этот роман растянулся на 12 лет. Мать ревновала его. Она была против Софьи, считала ее ужасной и женщиной легкого поведения, и настроила против всю свою родню. Эта женщина из мордовской деревни не была красива, но была очень грамотна, знала 14 языков, цитировала Гете. Толстой называл ее «ходячей энциклопедией».

       Повенчаться он смог с ней только после смерти матери. Ему было уже 40 лет. В ход пошли все связи при дворе. Еще понадобилось несколько лет на развод. Толстой как раз перед этим ушел в отставку, написав, что служба и искусство не совместимы. Но это он сделал по совету Софьи. Софья стала его музой на долгие годы. После смерти матери досталось Алексею большое наследство: земля, богатство, дворцы, мебель роскошная. Так что жили они очень хорошо.

      Ведущей темой в его произведениях была религия. Он трепетно относился к молитвам. Толстой создал драматическую поэму «Дон Жуан», напечатал роман «Князь Серебряный», начал работу над драматической трилогией («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис»). Алексей толстой вместе с 3-мя братьями Жемчужниковыми выдумали чиновника-графомана Козьму Пруткова. Под псевдонимами «Y» и «Z» Жемчужниковы, Толстой и Амосов создали комедию «Фантазия», которая была поставлена в Александрийском театре. Премьера окончилась скандалом: присутствовавший в театре император Николай I покинул зал, не дожидаясь окончания представления, а постановка была запрещена. В январе 1884 г. вышло в свет первое полное собрание сочинений Пруткова в одной книге и исчезло с книжных лавок за считанные дни, а цитаты из него остаются популярными и сегодня: «Бди!», «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, не верь глазам своим», «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою». Это все держалось в тайне и стало известно лишь после смерти Толстого.

     После соединения с Толстым Софья привезла 7 детей умершего брата, (Алексею больше всех нравился Андрейка), дочь-племянницу, кучу домочадцев, брата сделал управляющим и проявила свой суровый нрав. Толстой понял, что лучше с ней не связываться и ушел в творчество. От всех бесцеремонных родственников со стороны жены и домочадцев он скрывался в заграничных поездках.

      Привычка писать по ночам отразилась на его здоровье. У него была астма, стенокардия, головные боли мучали по ночам. Лицо его становилось багровым от прилива крови к голове. Он старался побольше гулять, но это не помогало, ездил лечиться в Германию, не помогло. Умер, прожив 58 лет, в собственном имении Красный Рог от передозировки морфием (которым снимал боли по совету врача), где его и похоронили. Наследницей стала его жена Софья Андреевна. Но, боясь, чтобы его имению не досталось ее родственникам, Толстой написал завещание, что после смерти Софьи наследство переходит к братьям Жемчуговым. Так и произошло после того, как Софья умерла в Португалии.

После смерти Толстого Софья имела свой литературный салон и сблизилась с Достоевским. Часть документов, оставшихся от Толстого, она уничтожила, если ей что-то не нравилось, то она вырезала места ножницами. Похоронена она в склепе вместе с мужем в том же имении, где они проживали раньше.

 

27
0
127 просмотров
127 просмотров
мнения

Никто не комментировал

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий